Прямые и косвенные расходы в налоговом учете — самая полная информация

Материалы готовил: Катя Лебедева

Фрилансер-дизайнер. Финансами заинтересовалась из-за необходимости вести самостоятельно свое ИП, разруливать ситуации с сотрудниками начиная от зарплат и заканчивая трудовым кодексом и персональными данными.

Добрый день, уважаемые читатели! На днях, пришлось мне помогать моей подруге с дипломом, так как она получает второе высшее. Тема диплома «прямые и косвенные расходы», информации мы подобрали очень много, и после того как она успешно защитила работу — я решила часть материала, который мы использовали выложить сюда.

Скажу сразу тема налогов очень сложная и  в нее надо глубоко вникать и разбираться, поэтому, если в процессе чтения у вас возникнут вопросы — пишите в комментариях. Статья получилась очень объемная и полезная.

Навигация по странице

Прямые и косвенные затраты в налоговом учете

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам.

Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

По данным с http://www.neudov.net/4students/otvety-po-fik/kosvennye-nalogi-i-ix-rol-v-formirovanii-doxodov-byudzheta-chast-1/

Налоговый учет: прямые и косвенные расходы

Комментарий к Письму Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247 «О порядке учета прямых и косвенных расходов в целях налогообложения прибыли»

Для целей налогового учета, как известно, расходы на производство и реализацию должны подразделяться на прямые и косвенные. Вопрос о классификации расходов не праздный, он принципиально важен и может существенно повлиять на величину налоговой базы. Ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст.319 НК РФ.

Поэтому, например, если у налогоплательщика имеются большие остатки нереализованной продукции, прямые расходы фактически «оседают» в ней и не могут быть признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль до тех пор, пока эта продукция не будет продана.

Не удивительно, что время от времени налогоплательщики обращаются с вопросами о том, как правильно классифицировать расходы в той или иной ситуации. Свое мнение по поводу одной из таких ситуаций финансисты озвучили в комментируемом Письме от 14. 05. 2012 N 03-03-06/1/247.

Буква закона

Отвечая на вопрос налогоплательщика, финансисты, как обычно, для начала процитировали целый ряд положений налогового законодательства.

В частности, они подтвердили, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в учетной политике для целей налогообложения.

А в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик должен также самостоятельно определить и прописать в учетной политике механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей. Согласно п. 1 ст.318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  •  материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы оплаты труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

А к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, но, конечно же, с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

Финансисты рассуждают и ужесточают свои требования

Процитировав вышеуказанные нормы законодательства, специалисты Минфина России обратили особое внимание на то, что из норм ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным.

Собственно, желания поспорить с таким выводом не возникает, это вполне логично. Однако в более ранних письмах (например, в п.3 Письма Минфина России от 25. 05. 2010 N 03-03-06/2/101) подчеркивалось, что гл. 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию (в том числе расходов в виде страховых взносов) к прямым или косвенным расходам.

А начиная с декабря прошлого года финансисты стали активно ратовать за максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.

В частности, в комментируемом Письме, как и в более ранних Письмах Минфина России (например, от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803 и от 29.12.2011 N 07-02-06/260), они настойчиво заключают, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.

В подтверждение своей позиции чиновники приводят тот факт, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) и внешним (инвесторам, кредиторам и др.) пользователям бухгалтерской отчетности.

Поводов для беспокойства нет

Несмотря на такую перемену в суждении чиновников, бухгалтерам и руководителям организаций не нужно беспокоиться и в срочном порядке переписывать свою учетную политику для целей налогообложения.

Конечно, требования об экономической обоснованности расходов для целей налогового учета никто не отменял. Но, по большому счету, ст.252 НК РФ имеет отношение прежде всего к самому факту признания или непризнания тех или иных расходов для целей налогообложения прибыли, а не к распределению признаваемых расходов по отдельным отчетным (налоговым) периодам.

Более того, сама формулировка предложения, вводящего перечень прямых расходов, в том же п. 1 ст. 318 НК РФ однозначно свидетельствует в пользу того, что этот перечень не является закрытым.

Он не представляет собой жесткую догму, а содержит лишь примеры расходов, которые рекомендуются к признанию в качестве прямых. Ведь там буквально сказано, что «к прямым расходам могут быть отнесены, в частности.

Выражение «могут быть» указывает на право, а не на обязанность налогоплательщика отнести к прямым расходам перечисленные в указанном пункте виды затрат, равно как и на возможность не относить некоторые из приведенных расходов к прямым. Слова «в частности» делают перечень открытым и, по сути, подразумевают, что этот перечень может быть расширен.

Особый интерес представляет и Письмо Минфина России от 26. 08. 2010 N 03-03-06/4/78, которое посвящено той же проблеме подразделения расходов на прямые и косвенные.

В нем финансисты не только подчеркнули, что налогоплательщик имеет полное право самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике, и что в гл. 25 НК РФ не содержится никаких положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Они также заострили внимание на том, что консультирование налогоплательщиков по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

А ведь сейчас они, по сути, именно этим и занимаются! Как мы выяснили, непосредственно в тексте гл. 25 НК РФ нет никаких ограничений и запретов на включение либо невключение отдельных видов затрат в перечень прямых расходов, формируемый налогоплательщиком самостоятельно.

А потому советы чиновников о том, что этот перечень нужно «скопировать» с учетной политики для целей бухгалтерского учета, фактически представляют собой «консультирование» и «оценку конкретных хозяйственных операций».

В очередной раз финансисты пытаются установить правила там, где налогоплательщикам предоставлена свобода выбора, и «дополнить» налоговое законодательство, исходя из своих личных мнений и предпочтений.

Еще один аргумент против нынешней позиции Минфина России заключается в следующем. Ссылаясь на Закон о бухгалтерском учете, по сути, чиновники хотят сказать, что «экономически обоснованным» следует считать именно тот состав расходов, который фактически собирается в бухгалтерском (финансовом) учете на счете 20 «Основное производство» для целей формирования себестоимости готовой продукции.

Однако, во-первых, в себестоимость продукции обычно включают гораздо больше расходов, чем перечислено в п. 1 ст. 318 НК РФ. То есть, настаивая на таком подходе, финансисты, по большому счету, расширяют тот перечень, который рекомендован налоговым законодательством.

Во-вторых, порядок учета затрат и калькулирования себестоимости в бухгалтерском учете тоже носит в определенном смысле условный характер. Не случайно в мировой практике управленческого учета разработано много различных систем, в том числе «директ-костинг», «стандарт-кост» и другие.

Они не просто отличаются от «традиционной» системы калькулирования, применяемой в финансовом учете, но и считаются более «экономически обоснованными». Поэтому их и предлагают использовать параллельно с той методикой, которой необходимо придерживаться для целей формирования информации в бухгалтерском (финансовом) учете и отчетности.

К примеру, в финансовом учете, прежде всего для «адекватной» оценки незавершенного производства и остатков непроданной продукции, подлежащих отражению в бухгалтерском балансе, как правило, предполагается калькулирование полной себестоимости по принципу «абзорпшен-костинг» (без выделения постоянной части общепроизводственных расходов).

А вот для целей управленческого учета более перспективной и правильно представляющей фактические результаты деятельности организации считается система «директ-костинг».

Согласно этой системе в себестоимость отдельных видов продукции нужно включать только переменную часть производственных расходов, а все постоянные расходы должны списываться месяц в месяц на уменьшение финансового результата. То есть при методе «директ-костинг» постоянные расходы никогда не будут оседать в остатках НЗП и непроданной продукции.

Учетной политикой для целей налогообложения предусмотрено, что к прямым расходам в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ относятся:

  •  материальные затраты в части расходов на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции и образующих ее основу или являющихся необходимым компонентом при производстве (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), а также на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке (пп.4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства продукции, а также все обязательные страховые взносы с этих сумм;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции. Распределение затрат между отдельными видами продукции производится пропорционально нормативной себестоимости, исчисленной исходя из указанного перечня прямых расходов.

А дальнейшее распределение расходов по конкретному виду продукции (на остаток НЗП, на остаток нереализованной продукции и на реализованную продукцию) производится исходя из количества (натуральных величин) продукции. При указанном перечне расходов в расчет нужно принимать суммы, указанные в строках 1, 3, 7 и 11 таблицы 1.

Можно изменить (сократить или расширить) этот перечень. К примеру, можно прописать в учетной политике, что прямыми расходами являются только расходы на сырье и материалы, определяемые согласно пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ. Но в этом случае нужно быть готовыми к возражениям налоговых инспекторов, которые могут посчитать необоснованным невключение в число прямых расходов сумм заработной платы работников и амортизации.

А вот до крайностей доходить не следует: пожалуй, ни одна организация не сможет доказать экономическую обоснованность признания абсолютно всех расходов косвенными (то есть утверждать, что прямых расходов у нее вообще нет).

По данным с http://www.pnalog.ru/material/nalogovyy-uchet-ptyamye-kosvennye-rashody-kvalifikaciya

Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции

Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.

Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.

Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика. К данной категории могут относиться:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • ценные бумаги;
  • зарплата;
  • прибыль от собственного дела и других финансовых операций.

Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.

Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров. Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.

Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:

  • Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
  • Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости).

Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:

  • Недвижимое имущество. К нему относятся земля, участки под застройку и со строениями, квартиры, дома, другие постройки. На наделы налоги определяются в зависимости от их кадастровой стоимости, при этом деньги направляются в бюджет по месту расположения. Отдельно определяются выплаты на полезные ископаемые.
  • Движимое имущество. Легковой и грузовой транспорт облагается сбором в обязательном порядке. Относится он к региональному и отправляется в бюджет по месту жительства физ. лица.
  • Водные ресурсы. К ним относятся пруды и озера, которые считаются частной собственностью.
  • Прибыль. К ней относится заработная плата, дополнительные источники доходов, торговля на рынке ценных бумаг и т. д.

Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:

  • Доходы предприятия. Взимаются со всех юр. лиц, которые занимаются прибыльной деятельностью на территории РФ. При этом применяется классическая налоговая схема со ставкой 20%. Учитываются доходы от любого вида деятельности, включая торговлю ценными бумагами. Расчет проводится на определенный временной период.
  • Игорный бизнес. Казино, тотализаторы, букмекерские конторы и другие игорные заведения подлежат налогообложению в обязательном порядке. Платеж рассчитывается в зависимости от прибыли.

Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.

Основные виды косвенных налогов и их особенности

Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:

  • НДС. Основная категория косвенных налогов. Дополнительная стоимость добавляется к цене каждого товара или услуги независимо от вида или изначальной себестоимости. Сбор относится к федеральным и платится потребителями сначала продавцу, а потом – государству. Именно эти средства являются основой государственного бюджета и составляют примерно 25% от общих отчислений. При этом НДС считается одним из самых спорных, так как любые нюансы, связанные с инфляцией, влияют на налог, что приводит к повышению цен.
  • Акцизы. Та же добавочная стоимость, только начисляется на определенные категории товаров. К ним относятся автомобильный транспорт, топливо разных видов, алкогольные напитки, табачные изделия и т. п. Величина сбора указана на акцизной марке, которая клеится на месте вскрытия продукта.
  • Государственные пошлины. Автоматически снимаются при выполнении финансовых операций. К данной категории относятся налоги при покупке или продаже движимого или недвижимого имущества, обмен валюты, переводы средств через платежные системы и банки.
  • Таможенные пошлины. Имеют место при экспорте и импорте продукции с других стран через границу РФ. Размер пошлины устанавливается в зависимости от категории товара, его количества, цели экспорта или импорта и т. д.

Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.

В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.

Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:

В чем отличия косвенных налогов от прямых?

Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:

Критерий определения Прямые налоги Косвенные налоги
Исполнитель налогового обязательства Физическое или юридическое лицо Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц
Экономические отношения с государством Прямые выплаты государству Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя
Объект налогообложения Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы
Факторы определения величины налога Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д.
Зависимость налогов от финансовой деятельности Прямая зависимость Зависимости нет
Расчет Сложный, разделенный на несколько независимых категорий Простой, базируется на нескольких формулах
Участие в образовании цены Зависит от конкретного производства Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги
Степень открытости Открытые выплаты Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству

Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях.

Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени.

На сегодняшний день в России развивается смешанная система налогообложения, которая позволяет достичь равновесия в разных долевых сегментах рынка.

Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.

В 2016-2017 годах размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.

По данным с http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/vidy-nalogov-i-sborov/pryamye-i-kosvennye.html

Косвенные налоги: преимущества и недостатки

Налоги, сборы и пошлины, которые взимаются с покупателя товара и услуг, входят в состав косвенных налогов. К основной категории косвенных налогов относятся налог на прибыль, таможенные пошлины, налог на землю, НДС и пр. Особенность косвенных налогов состоит в том, что от них невозможно уклониться, ведь они уже заложены в стоимости товара или услуги. Преимущества косвенных налогов

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности.

Недостатки косвенных налогов

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения. Косвенные налоги имеют фискальную направленность.

Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции. Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения.

Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

По данным с http://ifreestore.net/5543/21/

Налоги прямые и косвенные: базовые понятия, классификация и концепция инфляционного налога

Доброго времени суток, дорогие друзья! С вами снова Влад Новиков, и сегодня мы поговорим про налоги прямые и косвенные. Думаю, эта информация будет весьма полезна тем, кто занимается коммерческой деятельностью или только планирует начать свой собственный бизнес.

Если говорить простыми словами то прямые налоги – это отчисление в пользу государства, которые налогоплательщик платит из своего кармана.

Следовательно, косвенные налоги  – это платежи, финансовая ноша от которых перекладывается с налогоплательщика на его клиентов посредством включения таких налогов в стоимость услуг и/или товаров. Простой пример –  это акциз на табачные изделия. Деньги берутся с кармана покупателя, но платеж в государственный бюджет делает продавец.

Изучаем налоги прямые и косвенные по методике дедушки Сократа.

Методику, по которой мы будем изучать налоги прямые и косвенные, позаимствована у первого из рода философов – великого Сократа.

Сократ – это ионийский (древнегреческий) мудрец, живший в Афинах с 469 года до н. е., по 399 год до н. е., который заложил фундамент для всей современной научной системы познания. Заменив мистический подход изучения всего и вся рационализмом.

Согласно концепции познания величайшего из мудрецов, процесс изучения и передачи информации делится на несколько этапов:

  • Во-первых, — нужно определиться говорят ли участники процесса на одном языке. Имеется в виду, тождественны ли определения и понятия, которыми оперируют люди, говоря об одном и том же.
  • Во-вторых, — нужно разделить изучаемый объект(ы) на составляющие и рассмотреть его достоинства и недостатки, чтобы понять что он из себя представляет.
  • В-третьих, — необходимо систематизировать изученное знание и сделать выводы, дабы понять степень полезности объекта, если такова имеется.

Как-как вы говорите это называется? (базовые понятия).

Приступим к первому этапу – дадим определения основным понятиям, которые используются при рассуждениях о налогах, чтобы убедится, что мы говорим об одном и том же.Налог (пошлина) – это безвозмездный платеж, взимаемый в обязательном порядке государством с частного или юридического лица.

В идеале, это отчисление в общую «кассу», из которой деньги распределяться на создание и развитие общих благ.

Налоговая система (НС) – законодательно урегулированная система взаимодействия государства и налогоплательщика, включающая в себя: правила изымания налогов; правила их распределения; а также выгоды и санкции, касающиеся данного процесса.

Объект налогообложения (ОН) – это некий объект, имеющий физическую, количественную или ценовую характеристики, которые обуславливают необходимость уплаты налога частным или юридическим лицом, если они обладают (используют) данный объект.

Налогоплательщик или субъект налогообложения – это частное или юридическое лицо, которое в рамках действующей НС обязано уплачивать налоги.

Классификация – разделение объекта или объектов на составные части и/или объединение их в рамках одной категории. Например: дерево – яблоня или дуб, деньги – наличные и электронные, налоги — прямые и косвенные.Налоговая ставка – размер или величина отчислений в бюджет.

Чтобы закрепить материал, давайте применим изученное на практике.

Для примера возьмем наш эксперимент с инвестированием через посредника ShareInStock. В рамках которого было использовано $5200 на покупку акций успешных предприятий.

В данном случае:

  •  налогоплательщик – это мы;
  • объект налогообложения – дивиденды по акциям;
  • налоговая база – дивиденды.

Относительно налоговой ставки, то она может быть:

  •  30% — если прибыль от дивидендов получает нерезидент;
  • 25% — когда доход от дивидендов получают российские налогоплательщики от иностранных структур, или наоборот;
  • 9% — если прибыль от дивидендов получает физическое лицо (резидент РФ) от российских структур.
В нашем случае – это 25%. Так как мы вкладывали деньги в иностранные структуры, будучи зарегистрированным в России как юридическое лицо.

Отмечу, если вы производите операции через брокера, то все вопросами с налогами, как правило, решаете не вы, а он.

Прямые и косвенные затраты в налоговом учете

С базовыми понятиями определились. Теперь приступим ко второму этапу – классификации налогов. Это необходим чтобы разобраться, что к чему имеет отношение и каков принцип взаимодействия между государством и налогоплательщиком. Не сделав этого мы даже теоретически не сможем понять, чем отличаются налоги прямые и косвенные.

Первое распрямление происходит по уровню управления налоговой системой:

  • Первый уровень – федеральные налоги. Это те, что обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации.
  • Второй уровень – региональные. Это налоги, обязательные к уплате в рамках субъектов РФ. Их перечень представлен в ст. №14 НК РФ. Право введения или отмены данных платежей находится в руках правительств субъектов Федерации.
  • Третий уровень – местные или муниципальные налоги. Ст. №15 НК РФ. Их учреждают или отменяют местные органы самоуправления.

В рамках такой классификации виды налогов, прямые и косвенные, распределяются таким образом:

Распределение по целевому использованию:

  • Общие — это те, что не имеют привязки к целевому использованию. Например: налог с прибыли или НДС.
  • Специальные – это налоги, имеющие строгое предназначение. Например: транспортный или налог с реализации горюче-смазочных материалов. К таким налогам также относят обязательные отчисления в пенсионный фонд.

По типу распределения средств по бюджетам федерации:

  • Закрепленные – средства идут в один определенный бюджет.
  • Регулирующие – это налоги, поступающие в несколько бюджетов одновременно.

Также налоги бывают:

  • Твердыми – налоговая ставка не меняется.
  • Динамичными – налоговая ставка изменяется в рамках неких установленных норм, по регрессивному, прогрессивному или пропорциональному принципу.

Также в РФ существует разделения относительно субъектов налогообложения.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их плюсы и минусы!

А теперь рассмотрим интересующее нас распределение — налоги прямые и косвенные. Если говорить простыми словами, то это разделение согласно методу изъятия денег у налогоплательщиков непосредственно с объекта налогообложения или опосредованно — через увеличение стоимости товара или услуги.

 Ты — не ты, и я — не я (базовые отличия).

Как уже было сказано, прямые и косвенные налоги разнятся относительно методики ихизъятия. Если более конкретно, то:

  • Прямые налоги – это обязательные безвозмездные платежи, изымаемые государством, в которых налогоплательщик выступает владельцем объекта налогообложения.

Прямые налоги можно разделить на две группы:

Группа №1. Отчисления в пользу государства с фактически полученного дохода.

То есть, это налог где объектом налогообложения выступает фактический доход юридического или физического лица.

К ним относят такие платежи, как:

  •  подоходный налог, он же налог с доходов физических лиц (НДФЛ); — налог с инвестиционных доходов;
  • налог на прибыль юридических лиц.

Относительно инвестиционного налога, то имеется в виду торговля ценными бумагами или материальными ресурсами (нефть, золото, бананы) на фондовых биржах. Об одном из таких видов торговля писалось в статье «Торговля бинарными опционами! Что это такое и как преуспеть?». Прочтите ее на досуге, если вас интересует данный вопрос.

Группа №2. Это доходы с будущего (предполагаемого) дохода.

К таким относят все платежи, где налогооблагаемым объектом выступает потенциально возможный доход, который тот или иной налогоплательщик может получить посредством использования неких активов.

Иными словами — это налог на имущество, которое может приносить прибыль. Следует отметить, взимание налога обязательно, даже в тех случаях, когда налогоплательщик не получил никакого дохода (прибыли).

К таким налогам относят:

  •  земельный налог;
  • плата за использование полезных (ископаемых) ресурсов; — налог на транспорт (дорожный или экологический сбор);
  • налог с недвижимости.

Если еще несколько нюансов, но мы их разберем когда будем рассматривать вопрос относительно того, чем отличаются прямые налоги от косвенных.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые уплачивает налогоплательщик, но в данном случае финансовое бремя этих платежей перекладывается на третье лицо (покупателя, клиента), которое уплачивает эти платежи налогоплательщику, а он, в свою очередь, отдает их государству.

К примеру, продавец (субъект налогообложения) продает своему клиенту литр молока  (объект налогообложения), в цене которой уже заложен НДС (налог на дополнительную стоимость). Таким образом, покупатель оплачивает НДС, но платеж в государственный бюджет по этому налогу делает продавец.

Косвенные налоги, как и прямые, можно сгруппировать по некоторым признакам:

Группа №1. Универсальные – это обязательная прибавка к стоимости для всех услуг и товаров (возможны исключения). Самым ярким и известным примером такого налога выступает ранее рассмотренный НДС. Он же самый спорный и неоднозначный.

Группа №2. Индивидуальные – это косвенные налоги, применяющиеся лишь для некоторых услуг и товаров. Пример таких пошлин:

  •  налог с купли-продажи недвижимости;
  • акцизы;
  •  налог взымаемый при приобретении ювелирных изделий (налог на роскошь).

Группа №3. Фискальные – это платежи, взимаемые государством при выдаче определенных государственных разрешительных документов. Например:

  •  платежи за оформление некой документации (государством);
  • лицензирование;
  • оплата за получения разрешений (строительство, добыча/использование полезных ископаемых).

Группа №4. Таможенные пошлины – это, по сути, плата за пересечение государственной (иногда административной) границы объектом налогообложения. Также такой налог еще называют «растаможкой». Примеры таможенного налога — это обязательные платежи при покупке заграницей и последующего ввоза на территорию РФ авто, бытовой техники, электроники, мяса и т.п.

Как денежку делить будем? Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.

Не буду долго томить и скажу сразу — в России соотношение прямых и косвенных налогов где-то 30% к 70% в пользу косвенных платежей. Схожая ситуация в латиноамериканских странах и в западной части ЕС. Хорошо это или плохо… давайте подумаем.

Но вначале рассмотрим, как распределяют налоги прямые и косвенные в мире. По данному критерию все государства можно разделить на 4 условные группы:

  • Первая группа – это так званые «англо-саксы»: США, Австралия, Великобритания, Канада и прочее. Их модель подразумевает доминирование прямых налогов над косвенными (≃ 70% к 30%).При этом, как правило, в этих странах платежей от физических лиц больше, нежели налоговых поступлений от юридических лиц.
  • Вторая группа – это евроконтинентальная модель НС: Германия, Австрия, Бельгия и Франция. В этих странах платежи от косвенных налогов в несколько раз больше чем платежи от прямых налогов. Что во многом объясняется сильной социальной направленностью данных государств, вследствие которой многие платежи перекладываться на третье лицо. Как при том же медицинском или социальном страховании.
  • Третья группа – латиноамериканская модель: Боли, Чили, Перу и прочее.В рамках данной НС государства обкладывают налогоплательщиков традиционными косвенными налогами. Поскольку считается, что они способны компенсировать высокую инфляцию национальных валют.
  • Четвертая группа – смешанная модель.Откровенно говоря – это даже не модель, а простое и скорее всего случайное сочетание признаков трех предыдущих моделей. Что характерно для развивающихся или нестабильных (новых) государств. Так как в них нет стратегии развития экономики, и часто меняются лидеры. Потому там попросту некому балансировать разные виды налогов, прямые и косвенные, в рамках какой-либо эффективной модели развития налоговой системы.

]Относительно России, то так говорилось ранее, соотношение прямых и косвенных налогов здесь — это сочетание двух моделей. Из одной (евроконтинентальная модель) взято излишнее социальное бремя — в РФ огромное число госслужащих (40 млн.) и большое количество пенсионеров. И одновременно с этим, бремя налоговой нагрузки перекладывается на конечных потребителей товаров и услуг посредством косвенных платежей (латиноамериканская модель).

Как следствие, экономика РФ стремится к простой формуле:

  • Большие цены + маленькие зарплаты=экономический кризис и социальная напряженность.

Что с этого выходит  — описано в книгах Сорокина П.А. Однако все не так плохо, так как в последние несколько лет заметна тенденция на увеличение доли прямых налогов.

Вердикт по России: хотите зарабатывать – становитесь предпринимателем, а не конечным потребителем. Дабы переложить налоги на третье лицо.

Да это сложно и требует предпринимательской жилки, но, тем не менее — это лучше, нежели среднестатистическая зарплата. С который вы платите прямые налоги за себя и косвенные за предпринимателей!

 Виды налогов: прямые и косвенные. Какой лучше и почему?

Пришло время сравнить прямые и косвенные налоги, дабы понять какой лучше.

Для начала рассмотрим главные плюсы прямых налогов:

  •  простота подсчета;
  • простота сбора (процессуальная);
  • легко определить их влияние на экономику.

Теперь минусы:

  •  их очень часто не платят как в рамках действующего законодательства, так и обходя его; — трудности с привязкой к прибыли (спорно);
  • неэффективны при кризисе или стагнации экономики.

Относительно спорного момента. Двоякость в том, что прямы доходы платятся вне зависимости от того есть прибыль в налогоплательщика или нет, что вроде бы несправедливо. Но с другой стороны – это стимулирует экономическую активность. А это очень хорошо!

Перейдем к косвенным налогам. Их достоинства таковы:

  •  помогают покрывать колоссальные государственные издержки;
  • стимулируют/спасают бизнес;
  • малое число неплательщиков (по косвенным налогам).

Ну и соответственно рассмотрим минусы этого вида налоговых отчислений:

  •  процессуальная сложность сбора (если много контрагентов в цепочке между потребителем государством);
  • налоговое бремя распределяется неравномерно (бедные платят почти все, богатые почти ничего);
  • сильно зависят от покупательского спроса.

С моей точки зрения, налоги прямые и косвенные во многом обратно пропорциональны друг другу. Где один хорош — там второй плохой и наоборот.

Например, прямые пошлины более или менее равномерно распределены между бедными и богатыми, та как платится процент от доходов и/или имущества. Но в то же время они становятся бременем, если нет экономического развития.

В это же время косвенные налоги стимулируют развитие экономики в плохое или кризисное время. Вот только это делается не за счет большого капитала, а за счет простого и, как правило, бедного населения.

Что из этого лучше, затрудняюсь сказать. Да и не хочу выбирать, поскольку знаю иную модель налоговой системы, которая вобрала в себя все плюсы обеих видов, избавившись от их недостатков.

Идеальная налоговая система!

О том, что я собой представляю, писалось ранее в статье о моей «истории успеха». Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что моя точка зрения – это точка зрения действующего предпринимателя с успешной практикой открытия и ведения собственного бизнеса.

Следовательно, я знаю, о чем говорю, в отличие от «экспертов-теоретиков».

А говорю я о «Инфляционном налоге». Его концепция чрезвычайно проста — вместо того, чтобы печать деньги, давать их людям, а потом собирать в государственный бюджет, можно просто печать деньги напрямую для финансирования госбюджета — без посредников в виде налогоплательщика, налоговой системы и других фискальных служб.

Что из этого выйдет? То, что налогом, грубо говоря, станет инфляция рубля, которая будет «съедать» в равной мере часть финансовых ресурсов у всех держателей рублевых денег и у тех, кто имеет некие ресурсы (имущество), чья стоимость номинируется в рублях.

При этом данный налог полностью уравнивает перед налоговой системой бедных и богатых, так как он отнимает у всех некий процент от их богатства. Например, если у вас 100 миллионов рублей, а инфляционный налог 10%, то вы потеряете именно эти 10% — 10 млн. рублей. И в то же время, если у вас 100 рублей, то вы потеряете те же 10% — 10 рублей. Идеальный уравнитель!

Плюсы инфляционного налога:

  • 1. Простота сбора. Налоговая служба и все что с ней связано, становится ненужным. Поскольку налоги собирать не нужно!
  • 2. Исчезновение налоговых правонарушений! Как нарушать то, чего нет?
  • 3. Инфляционный сбор вберет в себя налоги прямые и косвенные в том, что касается их достоинств. А значит, он будет стимулировать экономическое развитие и одновременно с этим уровняет бедных и богатых.

Разумеется, у этого налога есть и недостатки, точнее два недостатка:

  • Его можно обойти, переведя деньги в другую валюту. Но это компенсируется введением комиссии на транзакции в иностранных валютах.
  • Рефлексия богачей. Им этот налог невыгоден, потому они всеми возможными способами будут противодействовать его введению. Собственно поэтому его все еще не используют ни в одной стране, хотя данную концепцию разработали достаточно давно.

Апология (не Сократа)

Итак, следуя завету Сократу, мы изучили налоги прямые и косвенные, дав определения основным терминам, относящимся к системе налогообложения, и сгруппировав ее составляющие в отдельные группы. Все это дало возможность понять, как обстоит дело с данным вопросом в России, и куда ей нужно двигаться дальше. Следовательно, мы в полной мере разобрались в данном вопросе.

По данным с http://bizoomie.com/nalogi-pryamye-i-kosvennye-bazovye-ponyatiya-klassifikaciya-koncepciya-inflyacionnogo-naloga/

Понятие и виды косвенных налогов

Сущность, особенности и функции косвенных налогов, их преимущества и недостатки, отличие этих налогов от налогов прямых являются предметом обсуждения отечественных и зарубежных ученых-экономистов на протяжении нескольких столетий.

Основные работы по вопросам косвенных налогов и их роли в экономике страны были опубликованы до 1940 года. Это труды Вагнера А., Витте С., Гагемейстера Ю., Гурьевой А., Дитмана Б., Иловайского С., Кулишера И., Львова Д., Озерова И., Соколова А., Тривуса А., Янжула И.

Необходимо отметить, что в течение долгого времени среди ученых не существовало единого мнения относительно разделения налогов на прямые и косвенные, не было универсального критерия, позволяющего отнести налог к первой или ко второй группе. При этом прямые налоги понимались всеми более или менее одинаково, к ним относили личные, подоходные, поземельные, подомовые и промысловые налоги.

Косвенными налогами считали акцизы, налоги на предметы потребления и таможенные пошлины. Однако часто к этой группе налогов относили административные и судебные пошлины, гербовый сбор и налог с наследства и дарений.

Впервые в финансовой науке классификация налогов на прямые и косвенные, в основу которой был положен принцип перелагаемости, была предложена Д. Локком в конце XVII века. Д. Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в итоге будет уплачен землевладельцем, поэтому налогу, падающему на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, поземельный налог, по мнению Д. Локка, прямой налог, остальные налоги — косвенные.

Такой подход к делению налогов на прямые и косвенные в исторических реалиях Д. Локка был вполне обоснован, поскольку единственным известным фактором производства была земля, и, следовательно, все налоги, не связанные с землей и приносимым ею доходом, можно было считать косвенными.

Идеи Д. Локка были впоследствии развиты физиократами, которые, исходя из своего основного положения, что только земля дает чистый доход, являющийся источником налогов, считали прямым только налог на землю. Все прочие налоги физиократы считали косвенными, поскольку эти налоги в конце концов передвинутся на землю.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политической экономии, автор теории трудовой стоимости, в своем «Трактате о налогах и сборах» (1662), достаточно точно обосновывал преимущества косвенных налогов следующим образом:

«Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о Богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Постулаты У. Петти сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Другой представитель классической школы политэкономии, А. Смит поднял представления о косвенных налогах на качественно новый уровень, предположив, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.

В работах более поздних экономистов перелагаемость перестает быть единственным критерием деления налогов на прямые и косвенные. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — тот, который должен лечь на налогоплательщика, косвенный должен быть переложен плательщиком на другое лицо.

Альберт Делатур указывает: «Для некоторых экономистов прямые налоги те, при которых законодатель прямо обращается к тому, кого он хочет настигнуть, — косвенные те, которыми он стремится настигнуть плательщиков через посредников, рассчитывая на переложение.

Автор должен отметить глубину мысли А. Делатура в отношении косвенных налогов; Автор тоже считает, что косвенные налоги поступают в бюджет как бы дискретно, возникая при приобретении благ. При этом факт приобретения носит достаточно случайный характер. В то время как прямые налоги, как правило, постоянны и прогнозируемы, так как связаны с экономической (производственной) деятельностью, которая при прочих равных условиях непрерывна во времени.

Взгляды Дж. Стюарта Милля и А. Делатура разделял немецкий экономист А. Вагнер, который считал, что, хотя момент переложения налога и важен, это не единственный признак, по которому налог может быть отнесен к прямому или косвенному.

Согласно А. Вагнеру, косвенные налоги уплачиваются лицами, которые не являются их окончательными плательщиками, а должны переложить их на других. Но он устанавливает и другое, «административно-техническое» разделение прямых и косвенных налогов по способу назначения и взимания. Косвенные налоги взимаются на основании единичных, изменяющихся и, как правило, случайных, заранее не определяемых, данных.

Из представителей русской финансовой мысли подобных взглядов придерживался Д. Львов, который в своей работе «Курс Финансового права» (Казань, 1888, стр. 313, 314), называет косвенными налогами те, «которые падают скорее на какое-либо действие, факт, чем на лицо, или которые требуются с известного лица в ожидании и намерении, что оно вознаградит себя за счет другого лица (акциз и таможенные пошлины).

Так как эти налоги основаны на расходах плательщиков, на их потреблении предметов, обложенных акцизом, то косвенные налоги называются еще налогами с потребления».

Это мнение получило широкое распространение в современной западной экономической науке. Как правило, западные экономисты вместо термина «косвенные налоги» используют понятие «налоги на потребление» (consumption taxes).

Аналогичное мнение высказывает в своей работе «Основные начала Финансовой науки» (С.-Петербург, 1890, выпуск первый, стр. 258-260) И. Янжул. И. Янжул отмечает также, что государство согласовывает податное бремя с возможностями налогоплательщиков, и, взимая прямые налоги, прибегает к оценке податного объекта, к кадастру, с помощью которого оцениваются имущество и доходы плательщика.

При взимании косвенных налогов необходимости в кадастре нет, так как сами действия плательщика дают возможность сделать вывод о его податной способности. Государство полагает, что потребление плательщиком товара признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей, и ставит налог в зависимость от этого потребления. Такие налоги И. Янжул называет также налогами на предметы потребления и проводит аналогию между ними и косвенными налогами.

Однако другие ученые того времени отмечают, что понятие «налог на предметы потребления» более узкое, чем понятие «косвенный налог». Оно суживает понятие косвенных налогов и расширяет прямые налоги или создает категорию налогов, не относящихся ни к тем, ни к другим.

Более строгая классификация, как отмечает автор работы, была предложена К.Г. Рау (19 век), который разделил налоги на «оценочные» и «налоги с расхода», что, однако, по его собственному мнению, также не совсем совпадает с делением налогов на прямые и косвенные.

Американский финансист Р. Эли (19 век) считал необходимым четко разделить налоги на прямые и косвенные и писал, что косвенные налоги взимаются государством тогда, когда о существовании облагаемого объекта или источника налогов судят не по прямой его оценке, а по косвенным признакам. Кроме того, он считал, что различие между прямыми и косвенными налогами лежит в характере ценностей, которые ими облагаются.

К косвенным налогам он относил налоги на предметы питания, напитки, одежду, или вообще на предметы потребления. При этом точного определения прямых и косвенных налогов Р. Эли не дал, а только перечислил налоги, входящие, по его мнению, в первую или вторую группы.

Еще один критерий деления налогов на прямые и косвенные был предложен русским финансистом В.А. Лебедевым. Он заключался в наличии или отсутствии посредника между податным лицом и государством.

При этом следует отметить, что этот критерий применяется и в современной экономической литературе. Кроме того, важным отличием косвенных налогов от прямых является то, что признаки податной способности для первых усматриваются в потреблении произведенных ценностей, а для вторых — в капиталах или действиях, ими производимых, в результате чего появляется доход как податный объект. Таким образом, существенная разница между прямыми и косвенными налогами заключается в признаках податной обязанности и податной способности.

На основании вышесказанного сущность косвенного налогообложения можно определить следующим образом.

К косвенным налогам относятся налоги на предметы потребления, взимаемые путем акцизов и таможенных пошлин, налоги с обращения ценностей и налоги на предметы роскоши, а также часть доходов от регалий и большинство сборов. Вообще, все налоги, входящие в состав правильной податной системы, обязательно относятся либо к прямым, либо к косвенным налогам. Если классифицировать налог невозможно, объясняется это тем, что государство, вводя этот налог, преследует исключительно фискальные цели и не учитывает податную способность плательщика.

По мнению автора, представления о косвенных налогах за прошедшие сто лет практически не претерпели серьезных изменений, и в основу современного деления налогов на прямые и косвенные положены критерии, предложенные учены- ми-финансистами в XIX и начале XX века.

В современной экономической науке выделяют три различия между косвенными и прямыми налогами (табл. 1).

В соответствии с международной практикой к косвенным налогам относят таможенные пошлины, акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

Основная функция всех косвенных налогов — фискальная функция. Следовательно, существом косвенного налогообложения является изъятие части доходов населения в пользу государства посредством увеличения на величину налога уровня розничной цены того или иного товара. При этом налоговая функция возлагается на механизм ценообразования и становится элементом политики цен.

Таблица 1 — Различия между прямыми и косвенными налогами


пп
Прямые налоги Косвенные налоги
1. В правоотношения по поводу взимания налога вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик В правоотношения по поводу взимания налога вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и налоговый агент как посредник между ними
2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика Величина налогов не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика
3. Объект обложения-доходы и имущество Объект обложения — обороты по реализации товаров (работ, услуг)

Старейшими формами косвенного налогообложения являются таможенные пошлины и акциз.

Таможенные пошлины представляются собой государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Они возникли как плата за услуги, предоставляемые купцам за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями и впоследствии превратились в средство ограждения внутренней торговли и отдельных отраслей национальной экономики от конкуренции иностранных товаров.

Таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. В настоящее время вывозные таможенные пошлины в развитых странах рыночной экономики практически отменены, так как они тормозили развитие и рост национальной промышленности и экспорта, а роль транзитных пошлин незначительна. В современных условиях преобладают ввозные пошлины.

По способам взимания пошлины делятся на адвалорные и специфические. Адвалорные пошлины устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортируемого товара, специфические — в твердых суммах со штуки, единицы массы товара или его размера (ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» № 5003-1). Таможенные пошлины взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом данного государства.

Основной функцией таможенных пошлин, помимо фискальной, является протекционистская функция. Ее реализация должна обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортируемыми.

Акциз представляет собой вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включенный в цену товаров или тарифы на услуги, акциз формирует цену товаров определенного перечня и оплачивается покупателем.

Термин «акциз» происходит от лат. accidere (обрезать). Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но имеет отличительные особенности, которые индивидуальны для каждого конкретного товара. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В других странах Запада под акциз подпадают обычно товары массового внутреннего потребления. Как справедливо отмечают А.Н. Гуреев и Н.А. Нечипорук, акциз увеличивает цену продукции и оплачиваются потребителем.

В России этот налог был введен в 1992 году и заменил (вместе с НДС) налог с оборота, имевший место в плановой экономике. В настоящее время акциз, наряду с НДС, является основными доходообразующими налогами. Так, доля акцизов в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составила в 2002 году, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, 9,44%.

Несмотря на то, что акциз является четвертым по величине налогом в налоговой системе России после НДС, налога на доходы физических лиц и налога на доходы организаций, он, в отличие от других налогов, действует только в отношении строго оговоренных в законе товаров, так называемых подакцизных. Причем акцизами облагаются подакцизные товары не только произведенные и реализуемые на территории страны, но и ввезенные на российскую таможенную территорию.

Следует отметить, что перечень подакцизных товаров за период существования этого налога неоднократно менялся, однако такая продукция, как алкогольная и табачная в этом списке обязательно присутствовала ввиду ее особенного характера как с фискальной, так и с потребительской точки зрения.

Кроме того, акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, в том числе некоторые виды минерального сырья, для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которые получают производители подакцизных товаров.

Взимаемый в государственный бюджет акцизный налог не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы отсутствовал указанный налог, то, по мнению Староверовой О.В., предприятие — изготовитель подакцизной продукции имело бы предпочтительные условия по сравнению с другими предприятиями.

Акциз выполняет регулирующую функцию, связанную с ценовыми методами ограничения потребления социально вредных товаров (табак, алкоголь). При этом, с экономической точки зрения, акциз служит каналом перераспределения денежных доходов населения в пользу государства, а с социальной точки зрения, если обложение акцизом приводит к сокращению производства и потребления соответствующих благ, — к росту реального содержания доходов населения, поскольку сокращаются масштабы перераспределяемых в бюджет доходов населения.

Важнейшую роль среди косвенных налогов в большинстве стран играет НДС. НДС — один из самых молодых косвенных налогов. В 1919 году в Германии началась налоговая реформа на основе Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером. Ее главное значение состояло в ликвидации финансового суверенитета земель. В этих целях важная роль отводилась общегерманскому налогу с оборота, а Вильгельм фон Сименс предложил «улучшенный налог с оборота», напоминающий более поздний НДС.

В современном виде налог на добавленную стоимость ввел французский экономист М. Лоре, и в 1958 году НДС вошел в налоговую систему Франции.

Кроме того, на НДС не влияет изменение числа стадий оборота товара, так как им облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, и, таким образом, НДС прямо пропорционален реальному вкладу каждой стадии в стоимость конечного продукта.

НДС — это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения.

С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства.

В работе С.М. Никитина, М.П. Степанова и Е.С. Глазовой НДС характеризуется тремя признаками:

  • • нацелен на конечное потребление;
  • • облагает все или преобладающие части конечного потребления при относительно умеренных и равных ставках для всех товарных групп, в отличие от акциза и таможенных пошлин, нацеленных лишь на определенные части потребления и несущих кроме фискальных и иные целевые нагрузки;
  • • служит для пополнения доходной части государственного бюджета без каких-либо установок по дальнейшему использованию полученных налоговых доходов.

Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения. Величина добавленной стоимости исчисляется предприятием как разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основного капитала).

Необходимо, однако, отметить, что выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции практически невозможно. В связи с этим, с целью упрощения расчетов, за объект обложения НДС принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС).

При одной и той же заданной ставке налога возможно применение следующих методов исчисления НДС:

  •  прямой метод — НДС исчисляется в виде доли от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости либо путем вычитания из товарной продукции стоимости материальных ценностей, затраченных на производство, либо путем сложения отдельных элементов добавленной стоимости;
  • аддитивный метод — исчисление НДС в два этапа: во-первых, определение величины налога по отдельным составляющим добавленной стоимости, во-вторых, определение общего НДС путем суммирования полученных величин.
Отметим, что из-за сложности расчета на практике эти методы применяются крайне редко.

В экономически развитых странах применяется метод расчета НДС (третий метод), получивший название «метод зачета», «косвенный метод вычитания» или «метод возмещения», при котором нет необходимости непосредственно определять величину самой добавленной стоимости.

Смысл третьего метода заключается в определении разницы между величиной НДС, начисленной на реализованную фирмой продукцию и величиной НДС, начисленной на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой у других фирм для потребления в производстве.

НДС позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной мере стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже за рубеж продукция освобождается от обложения этим налогом.

Налог с продаж и налог с оборота, в отличие от НДС, уплачиваются лишь на стадии реализации товаров и услуг. Поэтому в большинстве экономически развитых стран (кроме США) отказались от этих налогов в пользу НДС, который взимается на каждой стадии производства и обращения, что позволяет государству оказывать воздействие на все этапы движения товара по товаропроводящей сети.

Применение государством косвенных налогов имеет свои позитивные и негативные стороны.

Работы экономистов, посвященные рассмотрению данной проблемы, появились в XIX веке, и все основные достоинства и недостатки существовавших в то время и существующих до сих пор косвенных налогов (акцизов, таможенных пошлин, налогов на предметы роскоши) были определены уже в тот период.

При этом следует отметить, что, хотя в то время не было таких налогов, как НДС и налог с продаж, предметы первой необходимости облагались косвенными налогами (в виде акцизов), поскольку перечень подакцизных товаров был намного шире, и, таким образом, косвенные налоги уплачивались всеми слоями населения.

Важным достоинством косвенных налогов, как отмечает А.Н. Гурьева, является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.

Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции.

Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.

Существенным недостатком косвенного налогообложения является нарушение принципа всеобщности. От уплаты этих налогов можно уклониться, снизив свое потребление. Например, акциз на табачные и винно-водочные изделия не платят те, кто не употребляет эти продукты.

Поскольку величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг, семьи с большим числом иждивенцев и, следовательно, с большим объемом потребления, платят больший налог.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.

А.Н. Гурьева указывает на такой недостаток косвенного налогообложения, как невозможность затронуть самую налогоспособную часть доходов — сбережения.

Отдельно, по мнению автора, следует рассмотреть положительные и отрицательные аспекты применения налога на добавленную стоимость.

Достоинством НДС многие авторы считают то, что на него не влияет изменение числа стадий оборота товара, так как им облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, и, таким образом, НДС прямо пропорционален реальному вкладу каждой стадии в стоимость конечного продукта.

Кроме этого, к достоинствам НДС некоторые западные эксперты относят его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. На НДС, по мнению этих специалистов, не оказывает влияние количество посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю, а также технология изготовления товара.

Этот налог не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. НДС не испытывает влияния со стороны момента потребления товара или услуги, будь это немедленное или отложенное потребление.

Среди достоинств НДС отмечают также справедливость распределения бремени НДС среди налогоплательщиков. Существует точка зрения, что внедрение НДС переносит основную налоговую нагрузку на потребителя, который несет бремя этого налога пропорционально своим расходам на облагаемые товары. На основании этого можно сделать вывод, что НДС, охватывающий сферу розничной торговли, облагающий всю номенклатуру товаров и услуг, взимаемый по единой ставке, является прогрессивным налогом, если соотнести его с объемом потребления налогоплательщика.

В то же время, если рассматривать этот налог в сравнении с доходам налогоплательщика, то он становится регрессивным.

Необходимо подчеркнуть, что в США и Японии велись достаточно интенсивные споры вокруг вопроса о введении НДС. Сторонники введения налога мотивировали свою позицию тем, что НДС является эффективным средством решения острых финансово-бюджетных проблем страны. Американские противники введения НДС подчеркивали, что этот налог усилит инфляцию в США и повлечет за собой целый ряд связанных с этим негативных последствий, включая снижение платежеспособного спроса основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста. В США позиция противников НДС одержала победу.

Поскольку введение НДС повсеместно приводит к повышению цен и, соответственно, снижению платежеспособного спроса, в Японии введению этого налога было оказано сильное сопротивление, опирающееся на широкую поддержку общественности. В результате введение НДС в Японии существенно подорвало авторитет правящей либерально-демократической партии. Более подробно этот вопрос рассмотрен в п. 2.4 настоящей работы.

Как показал анализ, косвенные налоги имеют сложную природу, им присущ целый ряд признаков, что не позволяет дать им четкое краткое определение, которое в достаточной степени отражало бы их форму и содержание. Тем не менее, автор считает, что с учетом результатов проведенных научных исследований в области косвенного налогообложения в свете задач настоящей работы возможно уточнить понятие косвенных налогов, подчеркнув их сущность как надбавки к цене определенных товаров и услуг, применительно к современным экономическим условиям.

Косвенные налоги представляют собой установленную государством плату за потребление определенных видов благ.

Основными признаками косвенных налогов, по мнению автора, являются их ярко выраженная фискальная и социальная направленность.

Кроме того, автором выявлено наличие, помимо указанных выше, такого специфического признака косвенных налогов, как дискретность возникновения.

автор — Рубанов Андрей Александрович

По данным с http://www.jourclub.ru/15/1091/

Введение в налогообложение

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления Налоги
Федеральные
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.
Региональные
  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.
Местные
  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.

Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения Налоги
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.
Смешанные налоги
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

По данным с http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page13.html