Плюсы и минусы высшего образования

Материалы готовил: Светлана Самсонова

Консультант по реструктуризации кредитов. Сейчас работаю в аутсорсинговой компании, преимущественно с юридическими лицами. Люблю помогать людям и котиков) По образованию – филолог.

Добрый день, уважаемые читатели. Одно время я очень прохладно относилась к высшему образованию, среди моих знакомых после окончания ВУЗа по профессии шли работать 30%, остальные устраивались где придется, а значительная доля шла работать в интернет сферу, торговыми представителями или  банковскими специалистами.

Сама я проучилась положенные 5 лет, и работаю по профессии. Честно говоря некоторая информация, которую я получала была уже немного устаревшей,  только несколько преподавателей старались нам давать самые свежие знания  и делились практическим опытом (некоторые из них еще и работали на основной работе), за что им огромное спасибо!

Самое главное, что дало мне высшее образование — это умение получать и систематизировать знания, я смогла научиться работать в команде,. Это своеобразная ступень во взрослую жизнь. Учеба в институте и в школе отличается в разы,  к тебе другое обращение (нас называли на Вы), ты отвечаешь сам за все, и тебя могут исключить. Тут я собрала интересный материал по поводу учебы, рекомендую вам ознакомиться.

Навигация по странице

Плюсы и минусы высшего образования в России

Искусство воплощения живого образа служит на благо людям, соединяет людей уже многие века. Возможно, именно вам предстоит стать заметным персонажем большой и дружой семьи актёров русского кино. Все любят смотреть кино, но только самые яркие таланты выходят на сцену и представляют зрителям своё мастерство.

Представьте большой зал, наполненный зрителями, которые потратили деньги на билет, отложили другие дела, чтобы прийти в этот вечер посмотреть на вас. Что вы хотите рассказать им? У вас есть желание общаться с аудиторией и создавать приятные чувства от созерцания вашей игры?

Музыка для профессионала – это всегда чуть больше, чем работа, хотя бы, потому что она требует полной самоотдачи. Стать известным продюсером или педагогом, концертирующим музыкантом или композитором мирового уровня – все это реальные перспективы людей, получивших музыкальное образование в России.

Каждый достойный музыкальный ВУЗ готовит специалистов по следующим направлениям:

  • сочинение музыки
  • исполнительское искусство
  • дирижирование
  • музыковедение

Но как правило, это не единственные направления подготовки.

Сегодня многие школьники всерьез задумываются об обучении в колледжах. Это объясняется тем, что перспективы, открывающиеся после окончания учебного заведения весьма радужные – возможность трудоустройства на престижную работу, а также отличные перспективы поступления в соответствующие профильные ВУЗы.

Кроме того, студенты колледжей начинают изучать предметы по выбранной специальности с первого курса, причем очень углубленно. Так как цель обучения – освоить профессию и стать востребованным специалистом.

Диплом одного из множества коммерческих ВУЗов уже давно не является гарантией удачного трудоустройства. Но, несмотря на это практически сто процентов родителей продолжают ориентировать своих детей именно на получение высшего образования.

Насколько это оправдано? Если смысл поступать в высшее учебное заведение, ежегодно платить за обучение, чтобы потом с дипломом, например, экономиста работать продавцом? Или же стоит рассмотреть альтернативные варианты?

Специальность «Мировая экономика» — это одно из перспективных направлений для обучения и работы студентами. Мировая экономика – это глобальная система хозяйствования, которая объединяет национальные экономики государств мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Поступившие на специальность 080102 «Мировая экономика» абитуриенты получают знания в области международной торговли и законодательства, изучают особенности спроса-предложения международного рынка, функционирования банков и финансовых организаций.

Система образования в Китае начала формироваться только в начале прошлого столетия. А до этого времени (хотя и после тоже) во главе всего ставилось нравственное образование. В годы правления китайского лидера Мао Цзэдуна произошла остановка развития образования. А когда в стране произошла так называемая культурная революция, закрылись на несколько лет средние учебные заведения и университеты.

Античный мир во времена своего упадка искренне верил, что истина в вине. Хлеб и зрелища составляли основу бытия, а к голосу разума прислушались разве что философы. Так что Древний Рим погиб, а на его руинах появился мир христианский.

Прошло время, и он был подвержен тем же искушениям, что и предшественник. Однако до краха не дошло — великие географические открытия дали возможность всем несогласным искать новую истину на новой земле.

По данным с https://вузблог.рф/преимущества-и-недостатки-средне-специального-и-высшего-образования

Плюсы и минусы учебы за границей

1. Высокий уровень образования

Пожалуй, это главная причина учиться за границей. Университеты западных стран занимают верхние строчки влиятельных рейтингов: QS (от консалтинговой компании Quacquarelli Symonds), THE (от газеты The Times) и ARWU (от Института высшего образования шанхайского университета Цзяо Тун). Эти рейтинги на протяжении нескольких лет ставят наивысшие оценки университетам США и Великобритании (Stanford University, Harvard University, University of Oxford, University of Cambridge). В топ-100 также входят университеты Канады, Японии, Австралии и Швейцарии.

Основными оценочными критериями служат уровень научных исследований, вклад в инновации, международная студенческая и преподавательская деятельность, количество стипендиальных программ, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и репутация среди работодателей.

2. Востребованные дипломы

Несмотря на присоединение России к Болонскому процессу, зарубежные работодатели относятся к российским дипломам настороженно.

Поэтому тем, кто настроен на международную карьеру, стоит учесть, что зарубежный диплом ценится и в России, и в западных странах.

К тому же с российским дипломом бакалавра или специалиста студент может получить международную степень магистра по своей же специальности или пойти на постдипломную программу по другому направлению, что приравнивается ко второму высшему.

3. Совершенствование языка

Иностранный язык сейчас пригодится в любой профессии и в любой компании — как в России, так и за рубежом.

Полное погружение в языковую среду в зарубежном вузе — самый эффективный способ его освоить. Многие университеты предлагают программы на английском языке и на официальном языке страны, поэтому, отправившись учиться в другую страну, вы получите возможность и выучить новый язык, и улучшить английский.

4. Опыт международного общения и контакты по всему миру

«Всегда помните, что сама по себе квалификация не даст вам работы. Работу вам даст та сеть контактов, которой вы обладаете», — говорит в интервью IQ Consultancy Дэвид Винзор, менеджер по развитию бизнеса из European Business School в Германии.

Зарубежные вузы гордятся многонациональностью студенческого состава. Это дает опыт межнационального общения и является отличным способом завязать международные профессиональные контакты. В престижные университеты приходят знакомиться со студентами представители ведущих компаний, занятия часто проводят приглашенные лекторы со всего мира.

5. Возможность получить работу до выпуска

В западных университетах функционируют центры развития карьеры, которые помогают студентам и выпускникам устроиться на работу. В вузах также проходят ярмарки вакансий, работают сообщества бывших выпускников, а стажировки во время обучения позволяют зарекомендовать себя в глазах будущего работодателя.

В целом для успешного выпускника европейского или американского вуза не проблема устроиться на работу с наработанным во время учебы багажом знаний и умений.

Например, в университете Les Roches 89% выпускников получают предложение о работе сразу после получения диплома,  82% выпускников итальянской академии NABA и 88% выпускников Polimoda находят работу в течение шести месяцев после окончания вуза, а показатель трудоустройства студентов американского Philadelphia University (ISES) достигает 95%.

Отзывы наших студентов

Ирина Криванова, Glion Institute of Higher Education, бакалавриат Arts in Hospitality Management with Sales and Marketing:

В программе было две стажировки, при вузе действовал карьерный центр, который помогал с поиском работы. Меня также впечатлило количество связей института с лидерами индустрии.

Денис Жидков, Glion Institute of Higher Education, бакалавриат по направлению Event and sports management:

На стажировках в Glion студенты занимаются организацией реальных мероприятий с «живым» бюджетом. В итоге они применяют на практике полученные знания, пробуют себя в индустрии и делают первые шаги в направлении будущей карьеры.

6. Либеральный подход к учебному процессу

В западных университетах студенты относительно свободны в выборе дисциплин для изучения, хотя, конечно, есть и набор обязательных предметов, необходимых для качественной подготовки к будущей профессии.

Многие занятия проходят в форме семинаров-обсуждений. Преподаватели всегда открыты для общения, к услугам студентов — оборудованные лаборатории, компьютерные классы и медиатеки. Такой подход показал себя эффективным, поскольку ответственность за результаты ложится на самих студентов и напрямую зависит от приложенных усилий и мотивации.

7. Возможность путешествовать

Учеба в зарубежном вузе — это шанс посмотреть мир и познакомиться с новыми странами и культурами. Скажем, учась в Швейцарии, можно посещать Францию, Германию, Италию, Австрию и другие близлежащие страны Европы, а студенты американских вузов могут объездить весь континент.

По данным с https://www.iqconsultancy.ru/articles/plyusy-i-minusy-uchyeby-za-granitsey/

Платное или бесплатное: что лучше?

Система поступления в вузы на сегодняшний день такова, что с окончательным выбором учебного заведения приходится определяться уже после того, как вас зачислили, например, в 4 вуза из 5. При этом в двух на платное обучение, а в двух — на бесплатное. Первый порыв — идти получать бесплатное образование. Однако не всё так просто.

Итак, предстоит сделать выбор: на платное или бесплатное обучение соглашаться. Не всё так однозначно, как кажется. Давайте попробуем беспристрастно оценить плюсы и минусы как платного, так и бесплатного образования в нашей стране, а потом уже сделать вывод.

Платное образование

Получение платного образования означает лишь то, что вы будете оплачивать своё обучение. Источников финансирования несколько:

  • собственные деньги — многие именно так и делают: работают, чтобы оплатить собственное обучение;
  • деньги родителей — это удел вчерашних школьников, которые прямо со школьной скамьи пересаживаются на студенческую;
  • деньги спонсоров, в качестве которых выступают чаще всего работодатели, пытающиеся таким образом удержать ценного сотрудника в своей организации;
  • кредит — набирает популярность и делает платное образование практически общедоступным.

Плюсы платного образования:

  • легко поступить (в любом случае — легче, чем на бесплатное);
  • фиксированные платежи — заплатив положенное за обучение, не приходится раскошеливаться на непредвиденные расходы;
  • знания на высоком уровне (если вуз хороший, конечно).

Минусы платного образования:

  • легко вылететь, ведь платное обучение не освобождает от сдачи сессий, а тут зависит не от уровня денег, а от знаний;
  • тяжело учиться, если вы поступили в вуз, весьма требовательный к знаниям студентов, а школьная база у вас маловата;
  • некачественное образование (если угораздило попасть в слабый вуз, который не обучает, а лишь выдаёт дипломы).
  • Главное заблуждение о платном образовании: раз платишь деньги, тебя не исключат — ведь вузу ты важен как источник финансирования. На самом деле это не так. Деньги, полученные за «платников» не аккумулируются в самом вузе, а поступают в Минобрнауки, а потом возвращаются вузам в качестве процентов. Сумма процентов может оказаться гораздо меньше проблем, создаваемых студентом и тогда его исключат без сильных раздумий.

Бесплатное обучение

Вы взрослые люди и понимаете, что бесплатного образования не бывает, ведь обучение требует зарплаты преподавателям и материально-технической базы, как минимум.

Затраты на обучение выделяет государство. То есть, бесплатное обучение — только для вас бесплатное, вы учитесь за счёт государства.
Плюсы бесплатного образования:

  • бесплатное;
  • качественное (если повезло попасть в достойный вуз).

Минусы бесплатного образования:

  • платить всё равно приходится (за учебники, факультативы, дополнительные занятия) и иногда эти расходы сравнимы с расходами на платное обучение;
  • скудная материально-техническая база (государственное финансирование к шику не располагает).

Основной миф о бесплатном образовании: если учишься бесплатно, то априори получаешь качественное образование. Образование зависит не от способа оплаты, а от степени желания студента поглощать знания.

Так что же лучше?

Чтобы сделать окончательный выбор, попробуйте провести простой анализ ситуации, найдите ответы на 3 вопроса:

  • Во сколько мне реально обойдётся обучение в этом вузе?
  • Каковы материально-техническая база вуза и преподавательский состав?
  • Я действительно хочу получить именно эту специальность?

Ответив на эти вопросы, вы без труда выберете для себя оптимальное образование, без оглядки на то — платное оно или нет.
По данным с https://ros-obrazovanie.ru/articles/platnoe-ili-besplatnoe-chto-luchshe.html

Какие плюсы дает высшее психологическое образование

Интервью с Ю.П. Зинченко, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО, деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председателем Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ, президентом Российского психологического общества.

Юрий Петрович, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу качества подготовки будущих специалистов. Ведь выпускник с дипломом бакалавра вряд ли сможет быть квалифицированным работником. Как будет проходить подготовка психологов по новым стандартам?

В соответствии с новыми стандартами высшего образования по подготовке психологов, существует стандарт подготовки бакалавра и стандарт подготовки магистра. Кроме этого, постановлением Правительства был определен перечень специалитетов по специальностям «клиническая психология» и «психология служебной деятельности».

По этим двум направлениям подготовка будет проходить без деления на бакалавриат и магистратуру. Причем по клинической психологии она будет продолжаться пять с половиной лет.

Сама по себе идея двухуровневой подготовки вполне логична и понятна. Другое дело — как она будет воплощаться на практике. Чтобы готовить по-настоящему качественных специалистов, нужно постоянно помнить об ответственности, которую берут на себя высшие учебные заведения.

Бакалавриат — это важная ступень подготовки психологов. И, безусловно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, больше вопросов возникает с магистратурой.

Логично было бы предположить, что человек, получивший степень бакалавра по психологии, продолжает обучение в магистратуре по психологии. Но, в отличие от Болонского процесса, новый стандарт российского образования позволяет бакалавру-непсихологу поступать в психологическую магистратуру.

И в этом самая главная опасность некачественной подготовки специалистов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за время обучения в магистратуре (а это фактически три учебных семестра) мы подготовим специалиста-психолога? Ведь любой человек, окончивший технический или даже какой-нибудь рыбный университет, получив степень бакалавра, имеет полное право поступать в магистратуру по психологии.

В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, этот вопрос решается просто: там студент может придти в психологическую магистратуру только после окончания психологического бакалавриата.

Сама по себе двухступенчатость не таит никакой опасности: если студент-психолог учится четыре года в балакавриате и затем два года в магистратуре, то в результате он получает серьезную шестилетнюю подготовку. Качество же этой подготовки, как и сейчас, будет зависеть только от самого вуза.

Другое дело — приход в психологическую магистратуру человека без знания основ психологии. В этом случае необходим вступительный экзамен, показывающий, что человек находится на том же уровне знания психологии, что и бакалавры, получившие четырехлетнее психологическое образование.

Переход из бакалавриата в магистратуру должен быть не формальным зачислением, а серьезной проверкой качества знаний желающих поступить на ту или иную магистерскую программу. Иначе есть риск девальвации психологического образования и звания магистра по психологии.

Здесь опять же вся ответственность ложится на вуз. Понятно, что есть экономические факторы: чем больше людей поступит в магистратуру в конкретном вузе, тем ему выгодней. Но тогда надо честно признаться что ты просто торгуешь магистерскими дипломами по психологии.

Может получиться так, что в тех вузах, где будет происходить серьезный отбор, неподготовленному претенденту откажут, но в соседнем вузе его сочтут готовым к обучению в магистратуре по психологии и с радостью возьмут. Только в Москве и области существует более 90 факультетов и вузов, которые учат психологии, но мы по пальцам можем пересчитать те, где действительно готовят психологов! При этом остальные вузы так же имеют все необходимые лицензии, все разрешительные документы и будут добиваться получения магистратуры.

Об этом должны знать и сами студенты, и будущие работодатели, которые должны поинтересоваться: есть ли у претендента, кроме диплома магистра, диплом бакалавра по психологии. Только в этом случае можно будет гарантировать качественную подготовку специалиста, который обладает необходимыми профессиональными компетенциями и способен решать поставленные перед ним задачи.

Будут ли предприниматься какие-то централизованные шаги на уровне УМО, на уровне РПО по обеспечению качества психологического образования?

На уровне УМО мы можем непосредственно влиять на сами стандарты. Они серьезно отличаются от предыдущих и представляют собой простой перечень дисциплин без раскрытия тех знаний и компетенций, которыми должен обладать выпускник. УМО совместно с вузами, которые входят в наше учебно-методическое объединение, занимается непосредственной разработкой типовых программ подготовки психологов.

К сожалению, раньше их не было. Каждый ведущий психологический центр имел свою программу подготовки психологов: Московская психологическая школа, Ленинградская психологическая школа, в Ярославле тоже были свои редакции программ. Сейчас мы впервые совместно с СПбГУ договорились и выступили с инициативой создания единых программ, сблизив их на уровне преподавания конкретных дисциплин. Впервые будет единая программа по курсу общей психологии, которая разработана совместно Московским и Санкт-Петербургским университетами.

Хотя это не значит, что мы отказались от своих научных приоритетов: такой задачи просто не стояло. Но при переходе на двухуровневую систему мы должны по всей стране использовать единую программу подготовки бакалавров, чтобы после ее прохождения была свобода выбора вуза для обучения в магистратуре. Без стандартизации в образовании это невозможно. Мы идем по пути создания универсального образовательного пространства, в котором магистры и бакалавры чувствовали бы себя более мобильно.

Эти программы будут вводиться только в классических университетах?

Будут единые программы подготовки и для педуниверситетов, и для классических университетов, и для других вузов психологического профиля. Сотрудничество МГУ и СПбГУ стало стимулом для других вузов. Сейчас многие коллеги принимают участие в создании этой программы.

А как будут готовиться педагогические психологи?

На базе Московского городского психолого-педагогического университета создан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Подготовка специалистов в рамках этого проекта сочетает в себе знания и компетенции как по психологии, так и по педагогике. Это будут знания, направленные на решение конкретных педагогических задач. Часто психологов, приходящих в школу, упрекают в том, что они слишком академичны.

Или, наоборот, излишне увлечены каким-то одним направлением психологической практики. А при этом не могут самостоятельно найти решения простой задачи по оптимизации детско-родительских отношений или помощи ребенку в учебном процессе. У выпускников не только нет жизненного опыта, их просто не готовили к практической работе.

Будет ли содержательно меняться подготовка психологов?

Что касается стандарта, то он включает новые требования к процессу обучения, которых раньше не было. В основе Болонского процесса лежит декларация мобильности обучения. Студент может начать обучение в Лондоне, затем переехать в Рим, а после этого продолжить учебу в Париже или Берлине.

Нашим психологам для этого, в первую очередь, не хватает знания иностранных языков на должном уровне. И хотя один из иностранных языков всегда был в учебном плане, мы прекрасно понимаем, какого уровня подготовку получали студенты.

Сейчас ставится принципиально иная задача. За счет вариативной части программы, заложенной в новом стандарте, в МГУ начиная с нового учебного года все первокурсники будут изучать английский язык как основной и параллельно им будет представлена возможность изучать второй иностранный язык: немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, а также три восточных языка — китайский, японский и вьетнамский.

Мы принципиально меняем подход к преподаванию языка: теперь он будет изучаться не для «галочки», а для того, чтобы студенты им свободно владели. Для этого мы будем внедрять инновационные матодики обучения иностранным языкам. Результатом такого обучения будет возможность сдачи международного квалификационного экзамена, чтобы наши студенты смогли продолжить свое обучение по психологии в университетах-партнерах в Европе, в Америке и у наших восточных партнеров.

Второе, что мы изменили в подготовке специалистов, — это блок математики и информатики. Мы будем обучать студентов таким технологиям, которые должны стать инструментом не только психологического образования, но и психологического эксперимента, психологической науки. Современные информационные технологии должны становиться составной частью практикумов, курсовых и дипломных работ.

Что касается математики, то мы часто говорим, что психологии не хватает доказательности. При этом продолжаем пользоваться той статистической базой, которая остановилась на уровне 60—70-х годов прошлого века. Поэтому в стандарте должны найти отражение и новые количественные методы математического анализа, который должен стать дополнительным инструментом экспериментальной психологии.

Серьезное отставание есть и в изучении биологических наук. Мы всегда исходили из того, что существует традиционная анатомия, физиология, высшая нервная деятельность. Сейчас совместно с биологами нашего университета мы проработали и этот блок стандарта. МГУ предлагает новые программы для психологов, куда входит и современная биология, которую мы не очень хорошо знаем и представляем.

Можно сказать, что в новом стандарте мы подошли к тому, чтобы психологи в классическом университете смогли получать по-настоящему новое фундаментальное образование, включающее свободное владение несколькими иностранными языками, освоение новейших методов математических и биологических наук.

Изменятся ли подходы к изучению самой психологии?

Существует еще одна серьезная проблема в подготовке специалистов-психологов, которую еще Л.С. Выготский определил как методологический кризис.
Вчера было заседание экспертного совета по психологии и педагогики. И основное, в чем нас упрекают, — это незнание методологических основ научной деятельности. В большинстве работ встречаешь формальную отписку: «методологическими основами работы послужили…». Но мало кто дает себе отчет в том, что собственно послужило методологическими основами данной работы, какие инструменты были использованы.

К сожалению, мы до сих пор не можем определиться в методологии. Во времена перестройки мы отвергли все советское, включая отечественную психологическую науку. И это продолжается даже сейчас, хотя западные специалисты признают и Выготского, и Леонтьева, и других классиков советской психологии как серьезную методологическую основу.

Это упущение надо преодолеть. Причем это не должно быть частью истории психологии, когда мы просто пересказываем идеи Выготского, Ананьева или Мясищева. Необходима творческая переработка и адаптация их научных теорий к современным условиям с учетом информационного общества, глобализации и других значимых явлений современной эпохи. И это все студент должен знать и понимать.

Другой блок, который более основательно, чем раньше, нашел отражение в новом стандарте — это практика, практические навыки, практические возможности. В практическую подготовку психологов обязательно будет включена или психологическая интернатура, или серьезная супервизия. В частности, во время учебы в специалитете по клинической психологии она будет проходить в течение целого семестра под руководством опытного профессионала. Аналогичные блоки надо вводить и при подготовке других специалистов.

Юрий Петрович, немного о грустном. Сейчас, с введением ЕГЭ, на факультеты психологии поступают люди, которые не всегда готовы быть психологами. Можно ли что-то предпринять чтобы в психологию попадало меньше случайных людей?

К сожалению, ЕГЭ на корню истребляет систему профориентации, точнее, те ростки, которые еще сохранились: «школы юных», кружки, олимпиады. Единственное, что сейчас работает как некий профориентационный механизм, — это знакомство детей с психологией в школах. Конечно, ребенок, окончивший школу, еще много не знает. Но если ему вообще ничего про психологию не рассказывать, он так и останется в неведении о том, что стоит за этим красивым словом.

Мы не выступаем за то, чтобы психологию из вуза перенесли в школу, но почему не дать ученикам представление об этой науке? Психология отнюдь не претендует, что стать основным предметом, но элементарное представление о психических функциях, о мире психического, о человеке как личности, об обществе дети должны иметь. Есть, конечно, биология, где тоже говорится про память, про внимание, но там речь идет больше о физиологической составляющей этих процессов.

Есть общественные науки, но там дети получают представление об обществе, может быть и о личности. Но они не получают знания о том, что собственно такое человек.

Получается, что в школе человек у нас предстает без основного — души. Поэтому теряется общее представление о мире, собственное мировоззрение ребенка. При наличии даже начальных знаний по психологии к нам меньше приходило бы случайных людей.

Возможно ли проведение всероссийской олимпиады по психологии?

Система олимпиад школьников — это своего рода отдушина. Здесь университетам надо быть более активными. У нас в МГУ долгое время проходят олимпиады по биологи, математике, физике и другим предметам.

Четвертый год мы проводим олимпиаду по психологии. Два года она входит в официальный перечень олимпиад школьников, которые проводятся в нашем университете. Недавно она вошла в перечень олимпиад, который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. А поскольку в школах такого предмета нет, то мы включили туда задания, которые базируются на знаниях из биологии, обществознания, литературы, на тех базовых школьных предметах, которые есть в учебном плане. Но все они включают в себя психологическую составляющую.

Для нас это дополнительный стимул получить более заинтересованных абитуриентов. К сожалению, те абитуриенты, которые поступили к нам по результатам ЕГЭ, нас сильно разочаровали. Порядка 70% из них в зимнюю сессию с первого раза не смогли сдать ни одного предмета… А ведь там были в основном общеобразовательные предметы: биология, анатомия, математика, иностранные языки, история.

Это все говорит о том, что нам придется идти в школу за своими абитуриентами.

Юрий Петрович, будет ли новый стандарт высшего психологического образования способствовать тому, что число вузов, готовящих неквалифицированных специалистов, будет сокращаться?

Я считаю, что порядка 90% вузов смогут готовить бакалавров, учитывая тот потенциал, который у них есть, и те требования, которые к ним будут предъявлены.

Что касается магистров, то ситуация совсем иная. Хорошо, если 20—25% вузов будут готовы к обучению магистров. Потому что к магистерской программе предъявляются совсем иные качественные требования.

Нельзя выхолащивать магистратуру и превращать ее в трехсеместровую подготовку психологов! Такую позицию мы считаем ключевой и принципиальной и отстаиваем ее и на заседаниях УМО, и во время общения с представителями Министерства. Не секрет, что ко многим вузам, готовящим психологов, есть много претензий: и у родителей, и у самих студентов, которые далеко не бесплатно в ряде из них обучаются. Просто надо быть честными по отношению к себе и другим. И мы надеемся, что Министерство поддержит нашу позицию. Беседовала О.В. Решетникова.

По данным с http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2010/n1/31873_full.shtml

Преимущества второго высшего образования

Решение о получении второго высшего образования должно быть взвешенным, обдуманным и оправданным. Чтобы сделать этот достаточно серьезный и дорогостоящий шаг в своей жизни, необходимо оценить равновесие между преимуществами и недостатками второго высшего образования. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми «за» и «против» и продолжить список собственными аргументами.

Ждем ваши «за» и «против» в комментариях к статье.

1. Наличие диплома о втором высшем образовании может помочь найти более престижную работу.
2. Второе высшее образование поспособствует моему внутреннему развитию и расширению границ знаний.
3. Второе высшее образование поможет мне переквалифицироваться и работать в новой сфере.
4. По сравнению с первым высшим образованием, процедура поступления на отделение второго высшего образования намного проще. Экзамены сдавать не нужно.
5. Поступать можно в любое время. Во многих вузах набор студентов ведется круглогодично.
6. При поступлении на второе высшее нет конкурса.
7. Второй диплом можно получить почти по каждой специальности.
8. Есть возможность получить второе высшее образование без отрыва от работы.
1. Полученный диплом может не пригодиться, и деньги будут потрачены зря.
2. Второе высшее образование нельзя получить бесплатно.
3. Чтобы получить второе высшее образование, необходимо много свободного времени.
4. Студентам факультета второго высшего образования не представляется общежитие.
5. Студенты факультета второго высшего образования не получают стипендию.
6. Студентам второго высшего не предоставляется отсрочка от армии.
7. Совмещать работу и учебу будет тяжело.
8. Почти всю учебную программу придется изучать самостоятельно.

По данным с https://moeobrazovanie.ru/preimushestva_vtorogo_vysshego_obrazovaniya.html

Плюсы и минусы высшего образования

Российская система обучения, за последние десять лет  претерпела существенные изменения.  Эпоха перемен началась в 2003 году, когда было принято решение «подогнать» отечественную систему под европейские стандарты.

Россия стала участницей Болонского процесса, цель которого —  формирование единой зоны европейского образования. Последствия данного решения вызывают неоднозначную реакцию, по сей день.

Тем не менее, российские ВУЗы, в соответствие с западными стандартами теперь выпускают магистров и бакалавров. Несмотря на все изменения, качество образования существенно снизилось, стоимость повысилась,  окончание ВУЗа перестало быть гарантией успешного трудоустройства, а российский диплом за границей в большинстве случаев, приходится подтверждать.

Перед выпускниками все чаще встает вопрос о необходимости поступления в ВУЗ. Для ответа, на который, следует взвесить все достоинства и трудности подобного вида обучения.

Преимущества высшего образования

О важности и необходимости получения образования в ВУЗе выпускникам твердят родители и педагоги, и это не случайно. Такой диплом действительно увеличивает шансы на успешное будущее, и вот по каким причинам:

Трудоустройство. Невзирая на то, что современные работодатели зачастую реальный опыт и практические навыки ценят выше теоретических знаний, диплом все же дает конкурентное преимущество.

Это отличный показатель обучаемости человека, не говоря уже о системных знаниях и широком кругозоре.  С точки зрения работодателя такой сотрудник более перспективный, а обучить его специфике работы не составит труда.

Выбор профессии. Для тех, кто принципиально не хочет провести пять-шесть лет жизни, за учебниками, осваивая теоретическую подготовку, доступ в некоторые профессиональные сферы будет попросту закрыт.

В первую очередь это, конечно медицина, педагогика и юриспруденция. Не имея необходимых знаний сложно стать, например, архитектором или биофизиком, получить профессию инженера или дипломата.

Карьера. Если провести сравнительный анализ определенного количества крупных компаний, можно заметить, что руководители среднего звена, а тем более топ-менеджеры имеет одно, а чаще несколько высших образований в различных сферах.

И делается это не для престижа, а для получения знаний, которые просто необходимы для грамотного руководства бизнесом в условиях жесткой конкуренции.

Сотруднику, не имеющему диплома, достаточно сложно продвигаться по карьерной лестнице, так как при одинаковом уровне профессионализма, повышение будет предложено более «образованному» коллеге.

Любимое дело. Получать удовольствие от ежедневной рутины, можно только в случае большой любви к своему делу.

Поиск своего направления и профессии у некоторых людей продолжается довольно долго, и высшее образование может посодействовать в этом вопросе. Имея на руках один диплом, гораздо проще и быстрее можно получить другую профессию или пройти переквалификацию.

Высшее образование. В чем минусы?

Несмотря на неоспоримую пользу, человек, решивший закончить ВУЗ, тем не менее, столкнется с определенными проблемами и трудностями. В первую очередь это, конечно, снижение доступности обучения за счет высокой стоимости.

Пройти обучение за государственный счет можно только один раз, имея для поступления нужное количество баллов. В случае получения второго образования или недостаточном количестве баллов за обучение придется платить.

Причем попасть на коммерческое отделение государственного ВУЗа  тоже не просто, в основе зачисления также лежит конкурс.

Стоимость образовательных услуг будет зависеть от выбранного факультета, региона и непосредственно учебного заведения, однако за последнее время суммы значительно выросли.

Студенты, родители которых, не могут полностью оплачивать обучение, зачастую вынуждены совмещать работу и учебу, что является серьезной нагрузкой.  Еще одной сложностью является длительность обучения.

В результате потратив приличную сумму и время на обучение, выпускник подобного ВУЗа не получает необходимых знаний. Поэтому, при поступлении,  важно обращать внимание на государственную аккредитацию и лицензию рассматриваемого образовательного учреждения.

Слишком низкая оплата предоставляемых услуг и месторасположение учебного корпуса также должны насторожить будущих студентов и их родителей.

Итоги

О плюсах и минусах получения высшего образования можно спорить бесконечно. В результате, окончательное решение каждый принимает сам, в зависимости от планов на будущее.

Если есть цель сделать карьеру в российской или зарубежной крупной компании, освоить серьезную профессию или получить ученую степень, получение диплома ВУЗа будет необходимым этапом на пути к этой цели. Современные реалии, однако, таковы, что даже при наличии огромного желания не у каждого сейчас есть возможность получить данный вид образования.

По данным с http://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-vysshego-obrazovaniya/

Стоит ли идти в армию после университета?

Дорогой читатель, я снова с тобой, однако в этой статье хочу привлечь внимание не столько впечатлительных девушек, сколько мужественных парней, которые оканчивают или уже окончили свою учебу в университете. У студенток в этом плане проблем меньше: отучилась, получила диплом и устраивайся на работу.

А вот парням намного сложнее, а вопрос, стоит ли идти в армию после университета, стоит на повестке дня радикально. Причем термин «повестка» в данном случае звучит особенно опасно. Почему, спросите? Дело в том, что не исключается и тот факт, что после окончания вуза вас практически сразу призовут в армию на срочную службу! Хотя может еще удастся погулять до осеннего призыва.

Одни парни мечтают отдать долг родине, а другие, наоборот, стараются всеми способами избежать этой печальной участи. И что думать в этой ситуации? Как быть? Какие перспективы на будущее? В общем, вопросов множество, и в своей статье я постараюсь найти на них ответы.

Неблагоприятная политическая обстановка наших соседей

Прежде чем говорить об армии, стоит вспомнить ситуацию на Украине, где на данный момент происходит полная мобилизация населения. На службу призывают не только выпускников вузов и парней до 25-летнего возраста, но и всех взрослых мужчин, которым здоровье и неуемное желание позволяет защищать родину.

Как помнится, еще в прошлом году в Украине вообще был отменен призыв, но в связи с февральскими событиями 2014 года защита армии остро понадобилась стране.

В России призыв был всегда, а обязательный срок срочной службы составляет от одного года, то есть 12 месяцев. Однако не будем зацикливаться на политике, которой итак хватает на местном телевидении, лучше поговорим о выпускниках пятого курса, ведь перед ними стоит очень важный в жизни выбор, а у некоторых этого выбора уже и нет.

Срочная служба в армии: что говорят законы РФ

Если студент заканчивает военный вуз, то можно считать, что вся его дальнейшая карьера – это и есть армия, продолжительностью в 20 лет. Именно поэтому данная категория студентов освобождается от срочной службы, а после вручения диплома о высшем образовании получает знание лейтенанта и подписывает первый контракт сроком на пять лет.

Освобождаются от срочного прохождения службы и те студенты, которые в университете прошли военную кафедру и тоже получили воинское звание как бы заочно. Им выдается военный билет, который крайне важен для дальнейшего принятия на работу молодого специалиста.

Это самый оптимальный вариант, поскольку можно сразу убить двух зайцев: и образование получить, и звание в так называемых «тепличных условиях».

В обычных гражданских вузах дело обстоит несколько иначе, а служба в армии является продолжением биографии после окончания вуза. Многих студентов волнует вопрос, а в чем разница, если в армию идет специалист или просто бывший школьник?

По сути, ни в чем, поскольку закон РФ сообщает, что все солдаты российской армии одинакового звания равны в своих обязанностях и правах. Если вы надеетесь, что срок службы вам сократят после вуза, то сильно ошибаетесь, поскольку он одинаков для всех, а составляет не менее 12 месяцев (на флоте – более 12 месяцев).

И последнее, что необходимо помнить, так это тот факт, что сознательное уклонение от службы карается законом; а призывнику грозит пятью годами лишения свободы. Так что лучше год отслужить, чем потом перечеркнуть себе всю биографию и будущую карьеру.

Категории вузов и подготовка будущих защитников родины

Если опять же не брать в расчет военные вузы, все гражданские высшие учебные заведения разделяются на три категории, на каждой из которых я и остановлюсь подробнее.

Первая категория. Вузы, в которых еще сохранилась военная кафедра, а по выпуску молодой специалист зачисляется в войска запаса (мобилизационный резерв). Проще говоря, выпускники не призываются на срочную службу, а свой военный билет офицера запаса получают также после окончания университета.

Вторая категория. Вузы со специальными учебными военными центрами (УВЦ), куда могут поступить все добровольцы, а по окончанию учебы заключить контракт на 3 года. Это отчасти позволяет определиться с будущей профессией и обрести хотя бы маломальскую стабильность.

Третья категория. Все остальные вузы, по окончанию которых срочная служба является необходимостью, если, конечно, здоровье и возраст позволяют. В таких случаях выпускник получает повестку, согласно которой должен незамедлительно явиться в призывной пункт.

Так что каждый абитуриент, изъявивший желание получать высшее образование в том или ином университете, должен дополнительно выяснить, а есть ли в нем военная кафедра, и какие льготы в плане воинской службы она в дальнейшем предоставляет. Такой грамотный подход к выбору вуза в будущем позволяет поэтапно достигать поставленных целей.

Достоинства и недостатки армейской службы после окончания вуза

Сегодня многие выпускники не хотят идти в армию, считая, что защита родины – это зря потерянные годы. Отчасти в этом есть доля истины, тем более что защищать родину могут и специально обученные люди, которых в России предостаточно.

Лучше всего найти хорошую работу и реализовывать себя, как грамотный специалист; чем забывать о выбранной профессии, отрабатывая марш, участвуя в марш-бросках и вымывая плац.

Имеется и обратная сторона медали, которая напоминает, что стоит не забывать обо всех преимуществах срочной службы, которые в дальнейшей жизни также могут пригодиться и не раз.

Во-первых, наличие военного билета и опыт в армии становятся пропуском в многочисленные военные структуры, куда можно поступить на службу по контракту.

Во-вторых, для мужчин, прошедших срочную службу в армии, обеспечены льготные условия кредитования, то есть банк гораздо охотнее предоставляет кредиты бывшим «срочникам» и так называемым «обладателям военных билетов».

И последнее, но немаловажное замечание: девушки больше любят парней, прошедших срочную службу в армию, а считают их более мужественными и достойными своего сердца.

Лучший возраст для похода в армию

Как известно, призывной возраст – от 18 до 27 лет, то есть именно в это время мужчина может проходить срочную службу в армию, если, конечно, «годен».

Если вуз окончен в 24 года, то стоит дважды подумать, прежде чем решиться на столь ответственный шаг; но и в 18 также не рекомендуется особо спешить. В последнем случае лучше сперва получить хотя бы средне специальное образование, а потом уже пополнять ряды призывников.

Однако в любом случае, я хочу донести до тебя, читатель, что служба в армии после университета должна стать не импульсом, а осознанным и предварительно обдуманным решением. Это своего рода вклад в будущее, так что стоит понять, а нужен ли такой «вклад», и не станет ли он на пути к будущей профессии?

Советуем почитать: Что делать после окончания вуза?

Срочная служба дипломированных специалистов в армии

Если выпускник окончательно решил, что после вуза идет в армию, либо его родина призвала в принудительном порядке, то служба для него будет иметь ряд преимуществ. Например, его могут назначить на ответственную должность, где помимо физической силы требуются углубленные знания.

Именно поэтому особенно востребованы в армии специалисты технических специальностей, то есть молодые и перспективные инженеры, технологи.

В остальном, на этом привилегии заканчиваются, поскольку жить вы будете в общей казарме, питаться в одной столовой и проходить военную подготовку наряду со всеми.

Это крайне важно, чтобы остальные солдаты не восприняли выпускника вуза «любимчиком» офицеров; ведь, как известно, здоровая обстановка в коллективе – это крайне важно для благополучной срочной службы.

Служба в армии по контракту

Если студент – выпускник понимает, что перспективы по специальности после вуза у него не самые радужные, то служба в армии может обеспечить благополучное будущее; но главное – стабильность в завтрашнем дне.

Так можно обойти срочную службу и сразу подписать контракт, получив одновременно с этим новое место работы и неплохой доход.

Если же желание служить по контракту все же присутствует, но имеются некие проблемы со здоровьем; то лучше отказаться от этой затеи, и не скрывать какие-либо заболевания. Отдельно стоит отметить, что армия также не любит проблем с психикой, поэтому ничего хорошего от службы в таком случае ждать не приходится.

В остальном, проблем возникнуть не должно; главное – окончательно определиться со своей целью в жизни.

Я думаю, прочитав мою статью, вы поймете, что армия – это не приговор и не каторга, а при отсутствии желания можно найти выход и не становиться участником казарменного порядка. Однако к данному вопросу требуется подойти ответственно, а обдумать все тонкости еще в роли абитуриента или уже первокурсника.

От себя могу добавить лишь то, что военные неплохо живут на территории РФ, а помимо полного социального обеспечения и бесплатного медицинского обслуживания имеют ряд льгот и привилегий.

Весомым преимуществом также становится стабильная заработная плата и уникальная возможность получить в будущем собственное жильё. Так что не стоит отбрасывать эту возможность, а оставить про запас, как хороший вариант!

Вывод: В заключении очень надеюсь, что моя статья поможет всем парням – выпускникам вузов определиться со своей дальнейшей судьбой и профессией. Советы, представленные на советстуденту.рф, заметно облегчат процесс становления во взрослой самостоятельной жизни.

Теперь вы можете решать, стоит ли идти в армию после университета или нет. C уважением, команда сайта советстуденту.рф — Автор: Анна Кислякова

По данным с http://советстуденту.рф/vne-uchyoby/stoit-li-idti-v-armiyu-posle-universiteta/

Заочное образование: плюсы и минусы обучения

Выпускникам высших учебных заведений сложно найти работу без опыта, полученного в соответствующей сфере. Одновременно, для устройства на приличную должность, требуется высшее образование. Многие выпускники решают этот вопрос поступлением на заочное отделение учебного заведения.

Преимущества заочного обучения

Безусловно, любой вид обучения имеет плюсы и минусы, в том числе и заочное. С одной стороны, материал легче усваивать при помощи преподавателя, посещая лекции ежедневно. С другой – люди иногда оказываются в таких ситуациях, когда это неосуществимо, и здесь «заочка» способна выручить:

  • Многие мамы—декретницы не могут каждый день ездить на пары, проводя там по несколько часов, так как маленький ребенок требует особого ухода.
  • Люди, получающие второе высшее, как правило, уже имеют постоянную работу с полной занятостью, что мешает поступить на дневную форму обучения.
  • Некоторые юноши и девушки вынуждены после школы идти работать или просто хотят как можно раньше набрать необходимый опыт, для них вечернее или заочное образование – оптимальный выход.
  • Стоит учесть и ежегодную стоимость, обычно она ниже, чем учеба на дневном отделении. Если на бюджет поступить не удалось, а плата слишком высока, можно рассмотреть данный вариант обучения.
  • Конкурс заочников гораздо меньше, поступить проще. В дальнейшем можно осуществить перевод на бюджетное место. Обычно ВУЗы предоставляют такую возможность студентам с хорошей успеваемостью.
  • Самостоятельное планирование занятий. Искать материал по теме, составлять конспекты, обрабатывать полученную информацию гораздо проще, установив индивидуальный режим дня. Однако, подобный график предусматривает высокую степень организованности и ответственности, ведь соблазн найти более интересные занятия очень велик.
  • Многие жители отдаленных уголков страны по вполне понятным причинам хотят получить диплом одного из ВУЗов столицы или других крупных городов, но не имеют возможности переехать. Заочная форма обучения в такой ситуации – отличная находка.
  • Окончить ВУЗ, который находится в другой стране, вполне реально с помощью удаленной учебы. Современные технологии позволяют сдавать экзамены и зачеты, оставаясь дома.
  • Некоторые учреждения устанавливают ограничения по возрасту студентов, обучающихся полный день. Заочное отделение позволяет получить образование без подобных препятствий.
  • Если выбранный ВУЗ не имеет общежития или не может обеспечить местами всех иногородних студентов, придется снимать жилье, которое бесплатно никто не предоставит. Но заочникам проще и дешевле – они живут дома, приезжая на учебу только два раза в год во время сессии.

Отрицательные стороны заочного обучения

Существуют и недостатки заочной формы обучения. Их меньше, чем преимуществ, но они могут осложнить жизнь студенту:

  • Отсрочка от армии не предоставляется, юношам придется сначала отслужить, потом продолжать учебу.
  • Обычно срок обучения составляет на год больше, поскольку считается, что самостоятельно усваивать нужный материал гораздо сложнее. Часто действительно оказывается, что подготовиться к сессии должным образом при свободном графике довольно тяжело. Но при получении второго высшего образования обычно зачисление идет сразу на 2 или 3 курс, так что продолжительность учебы уменьшается.
  • Выпускник, прошедший обучение в заочной форме, рискует не получить необходимое количество знаний, которые потребуются в работе. Результат во многом зависит не только от студента: его организованности, желания учиться, но и от качества преподавания. Поэтому нужно обращать внимание на учебные заведения, которые специализируются на конкретной сфере деятельности. Например, будущему экономисту не рекомендуется поступать на дополнительные факультеты ВУЗа, который специализируется в области техники и электроники.
  • И, конечно же, юноши и девушки, выбирающие заочное обучение, лишаются веселой студенческой жизни в общежитии, которую большинство взрослых людей вспоминает с радостью. Романтика новизны и ощущения взрослости – ценный жизненный опыт, дающий необходимые навыки самостоятельного проживания.

Стоит ли поступать на заочку?

Заочное обучение – хороший помощник тем, кто в силу определенных причин не может учиться на дневном отделении. Однако, молодым людям, только закончившим школу, лучше выбрать очную форму, тогда они смогут получить более глубокие знания по выбранной профессии и быстрее смогут искать и изучать необходимый для будущей работы материал самостоятельно.

Автор: Смирнова Светлана.

По данным с https://www.sensus.org.ua/zaochnoe-obrazovanie-plyusy-i-minusy-obucheniya/

Плюсы и минусы заочного образования в ИБМТ БГУ

Приёмная кампания-2017 продолжается. Бюджетные места в лучших вузах страны уже разобраны, осталось решить вопрос со специальностью платного образования и формой обучения.

Существует стереотип, что заочная форма уступает очной по качеству образования и востребованности выпускников. Так ли это? Ищем все преимущества и недостатки заочного обучения.Очевидные минусы «заочки»:

  • продолжительность обучения на 1 год больше, чем на очном отделении;
  • по законодательству Беларуси учеба на заочной форме не дает отсрочки от службы в армии;
  • тяжело одновременно учиться и работать;
  • отсутствует романтика студенческой жизни.
Часто именно эти минусы становятся определяющими при выборе формы обучения, хотя у заочного обучения плюсов немало.
  • стоимость обучения на заочном отделении в 1,5-2 раза ниже стоимости очного обучения;
  • конкурс среди студентов-заочников ниже в сравнении с аналогичной специальностью дневного отделения;
  • важное преимущество, которое трудно получить студенту дневной формы и которое так любят работодатели, выбирая себе сотрудников – опыт и стаж работы. Студент-заочник может наработать его уже во время учёбы, а после получения диплома продвинуться по карьерной лестнице или перейти на должность, связанную непосредственно с полученной специальностью;
  • столичные университеты доступны жителям регионов. А в связи с этим:
  • людям, имеющим семью, проще учиться заочно, уделяя время и семье, и образованию;
  • заочнику проще решить вопроспрохождения практики – практику такой студент проходит на собственном рабочем месте, где не нужно дополнительно вникать в специфику работы предприятия;
  • полученные знания можно сразу применять на рабочем месте и вследствие этого уверенно двигаться вперед по карьерной лестнице.
  • заочное обучение дает возможность общения с практиками, которые могут поделиться опытом и помочь советом;
  • у студентов-заочников формируются такие важные качества характера, как самоорганизованность и дисциплина;
  • заочное образование даёт возможность оптимальной смены профессии, и затратыбудут гораздо меньше, чем обучение и содержание студента, обучающегося на очном;
  • и напоследок, один неявный, но важный плюс: дипломы очной и заочной формы идентичны.

Как оказалось, плюсов заочного образования для мотивированного абитуриента гораздо больше.

Кроме того, современная система образования, внедренная в лучших университетах страны, позволяет максимально нивелировать разницу между очным и заочным форматом обучения благодаря современным информационным технологиям.

Так, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ широко применяет при заочном обучении технологии дистанционного обучения, что позволяет иметь студенту-заочнику те же возможности обучения, что и на очной форме:

  • студентам предоставляется доступ ко всем учебно-методическим материалам в электронном виде по дисциплинам через учебный портал на сайте Института;
  • доступ к порталу позволяет удаленно выполнять задания и пересылать их преподавателю на проверку, тестироваться, общаться с сокурсниками;
  • общение преподавателей со студентами проходит посредством чатов и форумов групп, скайп- и видеоконференций;
  • проводятся вебинары в рамках различных дисциплин;
  • лекции и дни заочника проводятся с использованием on-line консультаций.
И еще немного статистики ИБМТ БГУ:1. 55% студентов-заочников получает повышение по карьерной лестнице еще во время учебы;2. более 50% после 2-3 курса заочного обучения находят и работают по специальности, к концу учебы этот процент неизменно увеличивается.

И возможно, определиться с формой вам помогут отзывы выпускников заочной формы обучения первого и второго высшего образования.

По данным с http://www.sbmt.bsu.by/confirmed/358