Федеральный закон об инвестициях — государственное регулирование

Материалы готовил: Александр Субботин

Начальник колл-центра. Отлично знаю все приемы манипуляций при звонках, хорошо разбираюсь в финансовых продуктах, потому что их мы и продаем для наших клиентов. Всегда за честные сделки – не работаем с различными лохотронами.

Добрый вечер, уважаемые читатели! Сегодня я затрону такой важный аспект, как знание нашего законодательства. Почему-то предприниматели и инвесторы в России не сильно им интересуются, а зря. Ведь что вы будете делать, если ваши инвестиционные счат вдруг заблокируют, или ваш инвестиционный доход признают незаконным и обяжут платить другой налог, а надо ли вам открывать ИП, если вы инвестор. Вся эта информация содержится в многочисленных законодательных актах, сегодня разберем Федеральный закон об инвестициях.

Инвестиционная политика — Законодательство об инвестиционной деятельности —

​Федеральные и краевые нормативно-правовые акты в области инвестиционной политики:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»:

Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации; устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 №134 «Об утверждении правил формирования и использования ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»:

Устанавливает порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также устанавливает этапы и процедуру отбора проектов, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации.

3. Закон Красноярского края от 30.09.2004 №12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»:

Предусматривает для инвесторов льготы по региональным налогам; государственные гарантии края; бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц; бюджетные кредиты; инвестиционные налоговые кредиты; льготы по аренде недвижимого имущества; субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов.  

4. Постановление Совета администрации Красноярского края от 23.03.2005 №91-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»:

Определяет порядок предоставления государственной поддержки в форме субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов.

5. Постановление Правительства края от 18.03.2009 №124-п «Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов и (или) объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов»: Определяет процедуру отбора инвестиционных проектов, объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, в целях предоставления ассигнований краевого бюджета для их реализации.

По данным с http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/investpolitika/Pages/zakon.aspx

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В главе III данного Закона  раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.В соответствии с Законом государственное регулирование включает:

  • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия.

Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
  • создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
  • принятие антимонопольных мер;
  • расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений  в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами. Конкретными формами такого участия являются:

По данным с https://www.galaktika.ru/suip/gosudarstvennoe-regulirovanie-investicionnoj-deyatelnosti.html

Инвестиционный портал Санкт-Петербурга

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, обеспечивающим необходимые правовые условия для сотрудничества инвестора с государством.

Существующее федеральное инвестиционное законодательство регулирует развитие инвестиционной активности в России, а также определяет нормы, увеличивающие возможности законодательной инициативы регионов. 

Предмет регулирования: правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации. Закон также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности , осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

  • Земельный кодекс Российской Федерации

Предмет регулирования: отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Закон в том числе устанавливает основные способы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для строительства и реконструкции.

  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предмет регулирования: отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений. Закон устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения в целях создания (реконструкции) объектов недвижимости, принадлежащих публичному субъекту, последующей эксплуатации и получения дохода.

  • Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации».
Предмет регулирования: отношения, возникающие в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Закон устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Законодательство

Помимо федерального законодательства в сфере инвестирования, в Санкт-Петербурге действует также ряд законов, регламентирующих инвестиционную деятельность на уровне региона.

Эти законы отражают нацеленность города на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество c инвесторами и партнерами, а также стремление и готовность города осуществлять поддержку инвестиционной деятельности и способствовать реализации стратегически важных проектов.

Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга направлен на повышение инвестиционной активности в Санкт-Петербурге и создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности, формирования здоровой конкурентной среды, развития городской инфраструктуры, формирования новых источников налоговых платежей, образования новых рабочих мест, поддержания благоприятной экологической обстановки в Санкт-Петербурге.

Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга устанавливает порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для целей осуществления инвестиционной деятельности, если результатом такой деятельности является вновь созданное недвижимое имущество (новая вещь), включая определение полномочий и органов, порядок установления инвестиционных условий.

Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга содержит нормы, касающиеся определения статуса стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга, включая порядок присвоения соответствующего статуса.​

  • Постановление правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования»

Предмет регулирования: порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования.

 По данным с http://spbinvestment.ru/ru/base

Внесены существенные поправки в регулирование иностранных инвестиций в РФ

В июле 2017 г. Первым пакетом поправок были внесены изменения в регулирование инвестиций, осуществляемых так называемыми офшорными компаниями в российские стратегические общества, а также в отношении участия офшорных компаний в приватизации.

Вторым пакетом поправок была расширена сфера применения Закона об иностранных инвестициях1, в соответствии с которыми Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций («Правительственная комиссия») наделяется большими полномочиями по контролю над инвестициями иностранных инвесторов в российские компании. Ниже приведен более подробный анализ принятых поправок.

Новые правила для офшорных компаний

1 июля 2017 г. были приняты и в тот же день вступили в силу следующие поправки в Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества2 и в Закон о приватизации3:

  • В соответствии с поправками инвестиции офшорных компаний в российские стратегические общества приравниваются к инвестициям иностранных государств и международных организаций в российские стратегические общества, и теперь в отношении инвестиций офшорных компаний применяются более строгие правила. До внесения поправок инвестиции офшорных компаний в стратегические общества подлежали стандартному регулированию в отношении иностранных инвестиций в стратегические общества, применяемому к любым иным частным иностранным инвесторам.
  • К офшорным компаниям относятся компании, зарегистрированные в офшорных зонах, перечень которых утвержден Министерством финансов Российской Федерации4. В настоящее время офшорные зоны включают 40 территорий, в том числе, Британские Виргинские острова, Объединенные Арабские Эмираты, Княжество Монако, Гибралтар, Специальный административный район Гонконг (Сянган) и другие. Традиционные юрисдикции иностранных холдинговых компаний, осуществляющих инвестирование в России, такие как Кипр, Люксембург и Нидерланды, не включены в указанный перечень. Таким образом, зарегистрированные в данных юрисдикциях компании не относятся к офшорным компаниям.
  • Ограничения, применяемые в отношении офшорных компаний, также распространяются на компании, которые контролируются офшорными компаниями, в том числе и на российские компании.
  • Поправками были введены следующие ограничения в отношении офшорных компаний.

 

Усиление регулирования иностранных инвестиций в стратегические общества

18 июля 2017 г. были приняты и 30 июля 2017 г. вступили в силу следующие поправки в Закон об иностранных инвестициях и Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества:

  • По решению Председателя Правительственной комиссии может быть установлена обязанность предварительного согласования сделки в отношении любой российской компании в порядке, установленном для согласования сделок в отношении стратегических обществ. В настоящее время не ясно в каких случаях и каким образом будет применяться данная норма.
  • Правительственная комиссия вправе возлагать на иностранного инвестора любые обязательства в качестве условия для предварительного согласования сделки. Ранее был исчерпывающий перечень мер, указанный в законе, но на практике иностранные инвесторы могли самостоятельно предлагать не входящие в перечень обязательства и включать их в соответствующее соглашение, подписываемое с ФАС России.
  • В перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение добавлен новый вид деятельности: «осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, являющимся оператором электронной площадки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Граждане Российской Федерации, которые имеют другое гражданство, признаются иностранными инвесторами и в их отношении применяются правила, которые применяются к иностранным инвесторам.
  • За непредоставление иностранным инвестором в ФАС России информации о приобретении пяти и более процентов голосов в стратегической компании, вводится санкция в виде лишения в судебном порядке по иску ФАС России права голоса на общем собрании участников (акционеров) стратегического общества. Это лишение прав дополняет существующую санкцию за непредставление уведомления в виде штрафа в размере до 500 000 руб.
  • До конца октября 2017 г. иностранным инвесторам необходимо уведомить ФАС России о владении пятью или более процентами голосующих акций в стратегическом обществе, зарегистрированном на территории Крыма или Севастополя.

Интересные факты

В июне 2017 г. ФАС сообщила, что за девять лет применения Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества было подано 465 ходатайств, из которых Правительственной комиссией было рассмотрено 221 ходатайство, и в 13 случаях в согласовании сделки было отказано.5

1 Федеральный закон от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2 Федеральный закон от 29 апреля 2008 г.

57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»3 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»4 Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»5 http://fas.

По данным с https://www.dlapiper.com/ru/russia/insights/publications/2017/08/russia-amends-foreign-investments-regulations/

Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Любые инвестиции способствуют развитию предприятий и целых видов предпринимательской деятельности в рамках одного государства. Зарубежные же инвестиции полезны в большей степени за счёт привлечения более прогрессивных методов производства, инновационных материалов, оборудования и других материально-технических средств.

В основном такие вложения благоприятно влияют на предпринимательскую среду, но с ними также связаны и определенные риски, в связи с чем возникла необходимость создания свода правил, обозначающего права и обязанности зарубежного инвестора.

Что представляет собой закон?

В июне 1999 года в России был принят Федеральный закон №160 «Об иностранных инвестициях в РФ». 9 июля 1999 г. положения закона вступили в силу. Последние на сегодняшний день изменения, внесенные в текст закона, датируются 18 июля 2017 года.

Законодательный акт, который мы рассмотрим в настоящей статье, дает ответы на следующие вопросы:

  • Кто может стать зарубежным инвестором на территории РФ;
  • В какой форме могут проявляться такие инвестиции;
  • Каков порядок налогообложения и назначения налоговых льгот для инвесторов из других стран?

В роли зарубежного инвестора может выступать:

  • Юридическое лицо, учрежденное за рубежом;
  • Организация, не обладающая статусом юридического лица, учрежденная за рубежом;
  • Гражданин другого государства;
  • Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами России;
  • Международная организация — на условиях достигнутых с Российской Федерацией договоренностей в соответствующей области;
  • Другое государство в порядке, обозначенном федеральными законами.

Инвестиции могут быть начислены:

  • В денежной форме либо в виде ценных бумаг (использоваться для этих целей может как зарубежная, так и отечественная валюта);
  • В виде имущества или имущественных прав, подлежащих денежной оценке;
  • Посредством предоставления исключительных прав на интеллектуальную собственность;
  • Путем предоставления услуг либо ценной информации.

Коммерческая организация в России приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями в день, когда иностранный инвестор входит в состав ее участников. Соответственно, утрачивает этот статус в день, когда последний иностранный инвестор покидает состав ее участников. Войти в число инвесторов можно путем выкупа доли уже существующего предприятия либо вложения средств в уставной капитал создаваемого предприятия.

Закон 160 ФЗ не регулирует иностранные вложения в банковскую сферу и сферу страхования, а также в деятельность некоммерческих учреждений.

Существует понятие приоритетного инвестиционного проекта. Такие проекты могут рассчитывать на заключение специальных договоров с российским правительством, предусматривающих низкие налоги, льготы и другие послабления.

Если суммарный вклад зарубежных инвесторов в проект превышает 1 млрд. рублей, он автоматически признается приоритетным. Минимальная необходимая инвестиция для получения такого статуса — 100 млн. рублей, при этом присвоение статуса остается на усмотрении Правительства РФ.

Снижения налоговой нагрузки обязательно удостаиваются организации с зарубежным вкладом, деятельность которых направлена на развитие инфраструктуры.

В полной мере могут рассчитывать на предусмотренные ФЗ №160 правовую защиту, гарантии и льготы предприятия, осуществляющие реинвестирование, с долей иностранного капитала не менее 10%. Дочерние компании и филиалы предприятий с иностранным капиталом не могут пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, предписанными настоящим законом.

По данным с https://lawlinks.ru/160-fz-ob-inostrannyx-investiciyax/

Иностранные инвестиции в российские общества

1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон № 155-ФЗ» и «Закон № 57-ФЗ» соответственно).

19 июля 2017 г. был опубликован и 30 июля 2017 г. должен вступить в силу Федеральный Закон от 18.07.2017 № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон № 165-ФЗ» и «Закон № 160-ФЗ» соответственно).

По данным с http://epam.ru/rus/law-news/view/inostrannye-investitsii-v-rossiiskie-obshchestva-poslednie-izmeneniya

Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 года

Комментарий выполнен на основе действующего федерального законодательства, нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, международных правовых актов. В издании приводится множество примеров из судебной практики. Отмечаются достоинства и недостатки комментируемого Закона, положения, требующие внесения изменений.

Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 октября 2005 года. 9 июля 1999 года N 160-ФЗ

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят в связи с тем, что предшествующий Закон 1991 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике»

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения. Комментарий к статье 1

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к статье 2

Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 3

Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 4

Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 5

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 6

Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. Комментарий к статье 7

Статья 8. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 8

Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации. Комментарий к статье 9

Статья 10. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором. Комментарий к статье 10

Статья 11. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Комментарий к статье 11

Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. Комментарий к статье 12

Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг. Комментарий к статье 13

Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации. Комментарий к статье 14

Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Комментарий к статье 15

Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. Комментарий к статье 16

Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Комментарий к статье 17

Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором. Комментарий к статье 18

Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и головной организацией филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 19

Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 20

Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 21

Статья 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица. Комментарий к статье 22

Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций. Комментарий к статье 23

Статья 24. Федеральный орган исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций. Комментарий к статье 24

Статья 25. Признание утратившими силу ранее принятых законодательных актов Российской Федерации и их отдельных положений в связи с принятием настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 25

Статья 26. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 26

Статья 27. Приведение положений о филиалах иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 27

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 28

По данным с https://www.zonazakona.ru/law/comments/301/