Что такое логистика — простыми словами самое важное

Материалы готовил: Катя Лебедева

Фрилансер-дизайнер. Финансами заинтересовалась из-за необходимости вести самостоятельно свое ИП, разруливать ситуации с сотрудниками начиная от зарплат и заканчивая трудовым кодексом и персональными данными.

Добрый день, уважаемые читатели, так как я одно время работала в кадровом отделе, то с вопросом «кто же такой логист» пришлось серьезно разобраться. Как показывает практика, многие не задумываются об обязанностях логиста, а просто идут наобум и думают, что в процессе втянутся.

Дорогие мои, хочу вам сказать профессия эта — очень важная и требует определенных навыков. Рекомендую вам прежде всего прочесть нашу статью, чтобы разобраться кто такой логист и подходит ли эта профессия именно вам.

Навигация по странице

Кто такой логист и чем он занимается?

В настоящее время логистика стала самостоятельным бизнесом, в котором задействованы тысячи сотрудников, а также она является неотъемлемой частью крупных компаний.

Глобальные затраты на логистику составляют около 15% мирового ВВП, что составляет свыше семи триллионов долларов. Хотя логистика совсем недавно появилась на рынке страны, тем не менее, она пользуется огромным спросом у работодателей.

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы.

Проще говоря, задача логиста считается целиком выполненной, если заказанный продукт был доставлен заказчику соответствующего качества в нужном количестве и объеме в нужный срок с минимальными затратами средств и сил.

Хороший логист всегда имеет в резерве запасной путь доставки товара, чтобы при возникновении форс-мажорных обстоятельств (проблема с таможней, поломка поезда, ремонт автодороги, задержка самолета), товар все равно был доставлен в срок. Кроме того, он постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.

Специальность логист более всего подходит людям, которые умеют работать самостоятельно и мыслить творчески, быть мобильными и коммуникабельными. Это те люди, которые имеют развитые аналитические способности, то есть умеют всецело представлять отдельные цепочки поставок.

Хорошими логистами становятся те, кто имеют отличные знания в юриспруденции, экономики, математики и других точных науках, которые умеют пользоваться новыми технологиями в своей работе.

Во время, когда компьютерные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, когда многие компании пользуются интегрированными IT-решениями, специалист в сфере логистики должен пользоваться программными средствами на высоком уровне.

Как было написано выше, основная цель логистики – экономия ресурсов компании. Поэтому профессия логиста оценивается недешево и спрос на них постоянно растет. То, какую зарплату специалисту предложат, влияет в основном его опыт работы в данной сфере и профессионализм.

Молодым людям, не имеющим опыта работы, и которых на рынке труда представлено в немалом количестве, работодатели готовы платить 600-1500 долларов в месяц. В то же время, в рыночной отрасли почти отсутствуют настоящие профессионалы, которым компании готовы платить от 2500 долларов и больше.

«Среднее звено», которое представлено специалистами с двух- трехлетним стажем и которые умеют руководить небольшими подразделениями, является самим востребованным, их зарплата колеблется в диапазоне от полторы до двух тысяч долларов. По причине нехватки именно «среднего звена», компании вынуждены нанимать либо недостаточно квалифицированных логистов, либо очень опытных и дорогих.

Во многих случаях работодатель отдает предпочтение двум новеньким логистам, которые нанесут вреда компании меньше, чем необходимо будет потратить на зарплату одного дорогого профессионала. Однако впоследствии эта стратегия может оказаться убыточной.

Так как логистика – это сложный процесс, состоящий из множества разных процессов, которые необходимо воспринимать едино, одно из основных требований к логисту — умения видеть процесс целиком.

Наиболее востребованными кандидатами являются те, которые разбираются не только в различных видах перевозок, но также знают складскую и закупочную логистику, владеют несколькими иностранными языками, работавшие в крупных компаниях, имеющие опыт работы от трех до пяти лет.

Наибольший спрос имеют профессионалы в области международных перевозок, а также специалисты по закупкам.

Если человек готов к профессиональному росту, владеет основами экономики, имеет высшее гуманитарное образование, то у него есть все шансы достичь успехов в сфере логистики.

Многие компании хотят, чтобы на них работали многопрофильные логисты, которые разбираются в складской логистике, в организации транспортирования грузов и многом другом, а требования к образованию по специальности особо не предъявляется.

Это, в первую очередь связано с тем, что в стране совсем немного ВУЗов, которые обучают данной специальности, и, во-вторых, опыт в этой сфере ценится намного больше образования. Во многих случаях хорошим началом карьеры может стать работа стажера в одной из известных компаний, которая работает с использованием новейших технологии, а процессы логистики отлично структурированы.

  • Проектировать и разрабатывать логистические системы;
  • Разрабатывать методы и формы ведения отчетности;
  • Координировать внешние и внутренние связи фирмы;
  • Анализировать эффективность и стоимость логистических операций компании;
  • Согласовывать работу отдела логистики с другими отделами компании;
  • Направлять и координировать финансы, которые связаны с логистическими процессами;
  • Участвовать в формирования бюджета, который будет выделяться на логистику.

Логистика – это сфера, в которой ежедневно выполняется огромное количество задач, и циркулируют большие потоки информации, поэтому логистам нужно уметь стратегически мыслить, четко соблюдать установленные сроки и быть очень внимательными.

Логист, который не выполняет уговор и срывает поставки, вряд ли дождется похвалы со стороны начальства, а тем более увеличение зарплаты. Компании всегда стараются сократить свои расходы, а логистика – одна из наиболее затратных статей, поэтому в этой сфере ценится тот профессионал, который сможет удачно провести трендер с минимальным расходом денежных средств.

По данным с https://cargolink.ru/ls/blog/535.html

Складская логистика — что это такое своими словами?

Вопросы эти задаются часто и также часто на них отвечают и те, кто является логистом, и те, кто им не является. Я тоже решил ответить на этот вопрос, поскольку логистикой занимаюсь много лет и чуть меньше о ней пишу. И мне не нравится когда нас с вами дурят и на модном слове «логистика» и «логист» зарабатывают популярность на рынке, хотя логистикой не занимаются. Почему меня это возмущает?

Потому что слово «логистика» на всех языках мира написано на всех грузовых машинах, которые куда-то чего-то везут. Оно написано в названиях большинства транспортных компаний и компаний оказывающих складские услуги, а также просто сдающих в аренду складские помещения.

В общий объем неразберихи по поводу работы логиста можно добавить объявления разных компаний, которые набирают на работу логистов для управления только транспортом и складами, только для управления «внешней логистикой» и ВЭД, логистов по запасам, логистов по закупкам и т. Начнем «от печки».

Что такое логистика? Управление материальными и сопутствующими потоками от закупки исходных компонентов продукта, или товара, до его удобного получения конечным потребителем.

То есть работа логиста – это управление всей цепочкой поставок. И только так. Все остальные организации, личности и другие субъекты, которые называют себя логистами и логистическими, но не занимаются управлением и обслуживанием цепочки поставок от «А» до «Я» не являются логистическими и логистами.

Я, конечно, понимаю, что очень хочется примазаться к логистике не неся всей огромной ответственности за всю цепочку поставок и не обладая всеми навыками управления ею. И причина тоже понятна.

Потому что если ты транспортная компания, то это как-то не звучит, а если ты логистический оператор, то и денег за свои услуги можно больше попросить, потому что ты не перевозкой грузов занимаешься, а целой ЛОГИСТИКОЙ.

Потому что если ты просто склад, то это то же как-то старомодно и плохо продаваемо. А вот если ты логистический центр, да еще и расположенный оптимально с точки зрения логистического местоположения, то это уже очень круто, и, соответственно, стоит гораздо дороже и для продажи и для оказания услуг.

Потому что если ты продаешь себя, как специалист по складу, или перевозкам, или по закупкам и ВЭД с таможней, то это очень хорошо и стоит каких-то денег, но вот если ты продаешь себя, как ЛОГИСТ, то это уже что-то выше уровнем и тебя уже ждут в большем количестве компаний.

И ничего, что компании не совсем понимают, чем должен заниматься ЛОГИСТ, и чем он отличается от просто специалиста по складу и перевозкам. Да, конечно, логистика это БРЕНД. Бренд хорошо накачанный и раскрученный.

Под этим брендом продается куча барахла, которая засоряет сознание работодателей и пользователей логистических услуг, которые возлагают большие надежды на компании, которые они нанимают, как логистические, а те не могут нести ответственности не то, что за всю цепочку поставок, а даже за простые сборные перевозки, которые они на самом деле осуществляют.

К сожалению в нашей стране пока отсутствуют логистические компании, как таковые, полностью отвечающие значению слова «логистические».

Ведь что такое логистическая компания. Это компания, которой заказчиком отдается управление всей логистикой, или большинством ее компонентов — поиск поставщиков исходных компонентов, выбор этих поставщиков, заключение контрактов, размещение заказов, доставка компонентов «точно в срок», управление запасами компонентов, планирование и снабжение производства, управление полуфабрикатами, управление запасами готовой продукции, складирование готовой продукции, прием заказов от клиентов на готовую продукцию, удобная доставка этой продукции клиентам, полное информационное сопровождение этой деятельности, желательно через интернет-интерфейс для заказчика.

Это, кончено, не все, но в основном — так. Слава Богу, что появляются компании, которые пытаются оказывать аутсорсинг на максимальном количестве звеньев логистической цепочки, но не на всей. Уже есть компании, которые для заказчика сами собирают заказы с клиентов, сами их собирают на складе, и сами доставляют клиенту.

Это уже очень хорошо. Это уже большой шаг вперед. Почему же так медленно развивается логистика в нашей стране — стране с таким большим полем для деятельности логиста? Наверное, потому что одной из самых сложных задач в нашей стране в области логистики является взаимоувязка интересов и зон ответственности различных сотрудников и организаций, которые занимаются обслуживанием цепочки поставок.

Они все имеют противоположные интересы. Они все не хотят нести много ответственности за свою деятельность. Они все имеют хорошие умения и опыт, как правило, в достаточно узкой зоне профессиональной деятельности.

И работа логиста сегодня – это, в первую очередь работа организатора. Потому что надо всех собрать и правильно мотивировать каждого участника на своем участке для согласованного выполнения интересов и задач конечного потребителя, который, в конце концов все и оплачивает.

По данным с http://www.fill2001.narod.ru/KtoLog.htm

Что такое логистика и кто такой логистик?

Закон рынка одновременно и прост, и суров: в бизнесе успешен тот, кто знает, что нужно клиенту, где и когда это нужно и в каком количестве, и способен эту потребность наилучшим образом удовлетворить.

Товары и услуги, предоставляемые клиентам, не возникают сами по себе. Их нужно сначала произвести или закупить, а затем доставить к месту назначения, т.е. обеспечить выполнение целевых заказов (требуемое количество необходимых товаров или услуг требуемого качества к нужному сроку и в нужном месте).

Так как обработка заказов клиентов осуществляется разными подразделениями и в разное время, то серьезная «головная боль» руководителей предприятия — организовать слаженное взаимодействие всех подразделений, чтобы качественно обслужить клиентов.

Логистика – это многоступенчатый процесс координации материальных, информационных и связанных с ними финансовых потоков при обработке целевых заказов. В первую очередь в операциях, относящихся к физическому распределению исходного сырья и готовой продукции — их перемещению и хранению.

Логистика рассматривает всю совокупность материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности предприятия как единую систему, главная задача которой – оптимизировать суммарные издержки функционирования всех ее элементов с учетом имеющихся ограничений, обеспечивая в то же время нужный уровень обслуживания клиентов.

Это возможно лишь в том случае, если многочисленные связи и большой объем сопутствующей информации сведены в единую систему. Тогда требуемая предприятию координация действий всех его подразделений достигается за счет взаимосвязанного планирования и управления.

Традиционно на предприятиях существуют сотрудники, отвечающие за процесс обработки заказов в целом (от поставок сырья до продаж) и координацию действий подразделений во время выполнения заказов.

При небольшом объеме этих функций их выполняют такие должностные лица, как Исполнительный директор, Специалист по организации производства или кто-то еще. За связи между подразделениями отвечают диспетчерские службы и оперативки, регулярно собирающие руководителей разных подразделений для «сверки часов».

Когда объем и сложность логистических процессов возрастают (появляются новые логистические цепочки, новые линии для новых видов выпускаемой продукции, территориальная удаленность подразделений, затрудняющая непрерывную координацию), встает вопрос о выделении специальной должностной единицы (Директора по логистике) или даже подразделения (Службы или департамента логистики – при значительных материальных потоках), в обязанности которых входили бы именно функции координации и курирования процессов выполнения заказов в целом и которые возглавляли и объединяли бы разрозненные подразделения.

Таким образом, за управление всем процессом выполнения целевых заказов на предприятии отвечает Служба логистики (далее на схемах процессы, владельцами которых она является, выделены зеленым).

Количество персонала в Службе логистики и роли ее сотрудников на предприятиях могут различаться. Как правило, назначают ответственных за каждый тип выпускаемой продукции (или соответствующую цепочку поставок) — кураторов цепочек, разделяют менеджеров оперативной логистики и стратегических менеджеров и др.

Основные задачи Директора по логистике (и Службы логистики):

  1. организовать взаимосвязь в логистических цепочках выполнения целевых заказов в процессах:
    • первоначальной подготовки логистических цепочек (формирование и изменение параметров цепочек и процессов, планирование необходимого складского запаса для предотвращения непредвиденных срывов, анализ точности предыдущих прогнозов спроса и т.д.);
    • оперативного планирования заказов (плановое обеспечение баланса спроса и предложения, планирование транспортировок и перемещений);
    • функционирования в процессе обработки заказов (фактическое обеспечение баланса — удовлетворение спроса предложением, принятие решений в случаях разбалансировок и срывов планов, замены товаров, в форс-мажорных ситуациях и т.п.).
  2. обеспечить управление логистическими цепочками:
    • наблюдение за состоянием логистических цепочек (фиксация стадий прохождения заказа, времени прохождения заказа, затраченных при выполнении заказа материальных ресурсов, собственной стоимости процессов логистической цепочки);
    • контроль логистической цепочки исполнения заказов (сравнение планов и фактов продаж, производства, закупок, транспортировок, контроль качества);
    • анализ логистических цепочек (анализ статистики отклонения от планов, анализ параметров как отдельных логистических процессов, так и цепочек в целом, выявление слабых звеньев, определение рисков постоянных недовыполнений и перевыполнений);
    • оптимизация логистических цепочек (по времени, по затратам, по загрузке – складов, оборудования, людей, транспорта и т.п.).

 

По данным с http://www.parus.com/products/system/logistics/guidebook/whatis/

Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок

Один из важнейших функциональных разделов общей логистической науки, непосредственно связанный с организацией и управлением движением материальных потоков – транспортная логистика.

В современных рыночных условиях транспортная логистика играет очень важную роль, поскольку любое предприятие взаимодействует с внешней средой.

В процессе такого взаимодействия происходят перемещения объектов: сырья и материалов от поставщиков к производителю, готовых товаров от производителя к посредникам и от них к конечным потребителям. Возникает потребность обеспечить физическое перемещение подобных грузов в пространстве по оптимальному маршруту с наименьшими затратами. Именно этим и занимается транспортная логистика.

Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.

Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.

Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).

Основные задачи транспортной логистики:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, ж/д, авиа и т.д.);
  • выбор способа транспортировки (вида перевозки);
  • выбор перевозчика и других логистических партнеров;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).

Понятие и основные виды транспорта в логистике

Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным.

При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт — более широкое понятие.

Транспорт — это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.

Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, классификации транспорта:

Виды транспорта по назначению:

  • Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары);
  • Транспорт специального пользования (например, военный транспорт);
  • Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).

По используемой энергии:

  • Приводимый в движение собственным двигателем:- транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.);- электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.);- гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).
  • Приводимый в движение силой ветра (парусные суда);
  • Приводимый в движение мускульной силой:- транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);- транспорт движимый животными (гужевой транспорт).

Еще одна классификация видов транспорта предусматривает его деление на группы по среде перемещения. Рассмотрим ее подробнее.

Виды транспорта по среде и способу перемещения

1. Наземный транспорт — делится на ряд подвидов:

а) Железнодорожный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).

Характеристика железнодорожного транспорта:

  • Транспортные средства: локомотивы и вагоны;
  • Пути сообщения: железные дороги, мосты и тоннели;
  • Сигнализация и управление: семафоры, стрелочные переводы и пр.;
  • Транспортные узлы: ж/д вокзалы и станции;
  • Энергетическое обеспечение: контактная сеть, пункты экипировки и заправки локомотивов.

Достоинства ж/д транспорта:

  • высокая провозная и пропускная способность;
  • не зависит от климатических условий, времени года и суток;
  • высокая регулярность перевозок;
  • безопасность перевозок;
  • высокая скорость доставки грузов на дальние расстояния (свыше 1500 км).

Недостатки ж/д транспорта:

  • ограниченное число перевозчиков (естественная монополия);
  • большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
  • высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок;
  • недоступность в конечных точках продаж;
  • не очень высокая сохранность груза.

б) Автомобильный транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).

Характеристика автомобильного транспорта:

  • Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы);
  • Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады;
  • Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения;
  • Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.;
  • Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки;
  • Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.

Первым коммерческим серийным автомобилем в мире был трехколесный Benz Velo. Он был сконструирован в 1886 году и выпускался компанией Карла Бенца 8 (!) лет, после чего его заменила модернизированная модель, уже с 4-мя колесами.

Достоинства автомобильного транспорта:

  • высокая доступность;
  • возможность доставки груза «от двери к двери»;
  • высокая гибкость и маневренность;
  • высокая скорость доставки;
  • возможность использовать различные маршруты;
  • возможность отправки груза небольшими партиями;
  • широкие возможности выбора подходящего перевозчика.

Недостатки автомобильного транспорта:

  • низкая эффективность;
  • зависимость от погодных и дорожных условий;
  • высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;
  • невозможность длительного ожидания разгрузки;
  • опасность хищения груза и угона транспортного средства.

в) Трубопроводный транспорт — сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.

Самое большое в мире судно – трубоукладчик «Solitaire». Его размеры составляют 300 м в длину и 40 м в ширину! Именно это судно участвует в строительстве газопровода «Северный поток» («Nord Stream»).

Характеристика трубопроводного транспорта: трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет отдельных транспортных средств, сама инфраструктура (трубы, насосные станции и т.п.) — транспортное средство. Трубы прокладывают над землей, под землей, а также под водой. Перемещаемый груз, как правило, является топливом (нефть, газ), но не исключена и транспортировка твердых предметов (например, капсул с сообщениями по линиям пневмопочты).

Source: gazprominfo.ru. Author: Газпром.До 45% природного газа импортируемого в Европу, транспортируется морскими газопроводами. Прокладка труб по морскому дну — сложная задача, которую выполняют специальные трубоукладочные суда. Прямо на судне трубы сваривают друг с другом, и под углом спускают в воду, на дно моря.

Достоинства трубопроводного транспорта:

  • низкая себестоимость;
  • высокая производительность;
  • высокая сохранность груза;
  • низкая капиталоемкость;
  • дешевизна;
  • требуется мало обслуживающего персонала.

Недостатки трубопроводного транспорта:

  • можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты);
  • возможна транспортировка только больших объемов.

2. Воздушный транспорт — включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.

Характеристика воздушного транспорта:

  • Транспортные средства: самолеты, вертолеты, аэростаты;
  • Пути сообщения: воздушные коридоры;
  • Сигнализация и управление: диспетчерская служба, авиамаяки;
  • Транспортные узлы: аэропорты.
Самый большой пассажирский самолет в мире – Airbus A380. Длина самолета – 73 м, размах крыльев – 80 м, высота – 24 м. Вместимость – до 700 человек.

Достоинства воздушного транспорта:

  • наивысшая скорость доставки груза;
  • высокая надежность;
  • наивысшая сохранность груза;
  • наиболее короткие маршруты перевозок.

Недостатки воздушного транспорта:

  • высокая себестоимость и тарифы;
  • высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок;
  • зависимость от погодных условий;
  • ограниченная географическая доступность.

3. Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).

Характеристика водного транспорта:

  • Транспортные средства: суда;
  • Пути сообщения: толща и поверхность воды, каналы, шлюзы;
  • Сигнализация и управление: буи, маяки;
  • Транспортные узлы: речные и морские вокзалы, порты.

Водный транспорт делится на:

а) Речной транспорт (внутренний водный) — осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам).

Небольшие речные пассажирские суда, работающие как общественный или экскурсионный транспорт, часто называют «речными трамваями». Есть такие «трамваи» и в Нью-Йорке, где они называются «Water Taxi» («Водная маршрутка»).

Достоинства речного транспорта:

  • высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах;
  • низкая себестоимость перевозок;
  • низкая капиталоемкость.

Недостатки речного транспорта:

  • ограниченность географии перевозок;
  • низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.);
  • сезонность;
  • недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
б) Морской транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.

В настоящее время мировой грузооборот в основном осуществляется посредством морских контейнерных перевозок. Это дешево, надежно, и… долго.

Достоинства морского транспорта:

  • возможность межконтинентальных перевозок;
  • низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

Недостатки морского транспорта:

  • ограниченная география перевозок;
  • низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий);
  • малая частота отправок;
  • жесткие требования к креплению и упаковке грузов;
  • необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Кроме того существуют и иные виды транспорта, например космический или подводный. А также такой специфический транспорт, как лифты, фуникулеры или элеваторы.

Виды транспортных перевозок

Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.

Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..

Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры — таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

Виды перевозок:

  • yнимодальная (одновидовая) — осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
  • cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) — осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).

автор — Галяутдинов Р.Р.

По данным с http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika

Основы организации отдела логистики склада

Многие российские «дочки» западных компаний в настоящее время выполняют исключительно представительские функции. Обязанности по импорту товара на территорию РФ и дальнейшему его продвижению на российском рынке возложены на официальных дистрибьюторов.

В этом случае отдел логистики дочерней компании не занимается разработкой цепи поставок и обеспечением их бесперебойной работы, нет также необходимости в управлении запасами, в складском хозяйстве, в логистике распределения.

Работа отдела логистики сводится к обеспечению логистической поддержки дистрибьюторов и занимает промежуточное место между самой логистикой и Customer Service.

Однако все больше компаний, практиковавших работу на российском рынке через национальных дистрибьюторов, приходят к пониманию необходимости развития собственной логистики, созданию собственной логистической сети, чтобы контролировать пути движения своей продукции на российском рынке, управлять себестоимостью, самостоятельно осуществлять ввоз товаров в Россию, организовать дистрибуцию через собственные склады.

Если принято решение о том, что российский филиал иностранной компании нуждается в собственном полноценном отделе логистики, а не отдает ее на аутсорсинг и не пользуется логистическими службами дистрибьюторов, то следует начать выстраивать его деятельность таким образом, чтобы достигнуть в первую очередь системности в работе.

Различие функций

Прежде всего следует обратить внимание на неуместность попыток скопировать оргструктуру аналогичного отдела материнской компании, поскольку перед отделами логистики российского филиала и самой западной компании стоят разные задачи. Разберем их.

Первое отличие

Западная компания выступает в роли экспортера, во многих случаях является также и производителем.

При этом очень редко западная компания работает исключительно на экспорт в Российскую Федерацию. Чаще всего поставки производятся как минимум в страны СНГ и Восточной Европы. Если же речь идет о крупном концерне, то цепочки поставок охватывают весь мир.

Второе отличие

Структура работы логистического департамента выстраивается в соответствии со стоящими задачами.

Это может обусловить наличие в органиграмме головной компании подразделения, занимающегося производственной логистикой, а также распределение труда логистов «по странам», так как специфика пакета документов, требований к транспорту и пр. чаще всего определяется не столько характеристиками продукта, сколько требованиями законодательства той или иной страны.

Третье отличие

Процесс таможенного оформления не занимает в логистической цепи европейской компании такого места, которое отводится ему в России. Исходя из этого ориентироваться на европейскую схему нельзя.

Во всяком случае при формировании группы, ответственной за таможенное оформление. С другой стороны, на российский отдел логистики не возложена задача подтверждения факта вывоза товара за пределы ЕС для получения права на освобождение от уплаты НДС. А для многих европейских поставщиков эта проблема является достаточно острой, поэтому для ее решения очень часто выделяется отдельная группа сотрудников.

Четвертое отличие

Большая часть российских импортеров предпочитает забирать груз в Европе на условиях самовывоза, что освобождает европейских коллег от необходимости прорабатывать транспортную составляющую по российскому направлению.

Если нет потребности, нет и подразделения. Однако его отсутствие в материнской компании автоматически означает, что в «дочке» должны иметься сотрудники, которые возьмут на себя заботы о выборе транспортного партнера, транспортировке, оформлении необходимых для вывоза с территории ЕС документов, мониторинге поставок и пр.

Пятое отличие

В Европе уже давно появились и хорошо зарекомендовали себя компании, специализирующиеся на логистике химрынка (так же как и других специфических отраслей), поэтому европейские коллеги могут отдать складскую и транспортную логистику на аутсорсинг надежному партнеру.

Передача части функций на аутсорсинг находит отражение и в структуре отдела. Дочерние же фирмы в России не всегда имеют возможность передать часть направлений логистическим операторам.

Современная стадия развития рынка логистических услуг в нашей стране позволяет с успехом использовать стандартный пакет услуг, в то время как передача работы со специфическим товаром на аутсорсинг не представляется возможным.

Это заставляет компанию держать в штате не только сотрудников, ответственных за складское хозяйство или транспортное обеспечение, но и персонал, занимающийся курированием строительства складов.

Во многих случаях эти обязанности возлагаются на департамент логистики.

Шестое отличие

Логистические технологии, используемые европейскими партнерами, не всегда находят применение в России.

Дело тут и в необъятных просторах нашей Родины, и в инфраструктуре, и в наличии складов в близком доступе, позволяющих использование технологии «ложный JIT».

Различия в законодательной базе, касающиеся как таможенного оформления, так и правил ведения документооборота, налогового и бухгалтерского учета, также не позволяют слепо копировать методы организации работы западных коллег.

Создаем отдел

С одной стороны, создание отдела логистики с нуля – трудная задача. С другой – работа с нуля позволяет сразу выстроить логистическую систему, четко прописать функции и обязанности, набрать адекватную команду и не затрачивать время и силы на борьбу с «устоявшимися традициями», нерациональным распределением обязанностей и полномочий, а также привычными, но уже не оптимальными логистическими схемами.

Шаг 1. Карта логистического набора функций

Начать работу над созданием нового отдела нужно с детального описания набора логистических функций. Для этого необходимо проделать работу в двух направлениях.

Во-первых, выстроить на бумаге и подробно расписать ту часть цепочки поставок, которая будет находиться в ведении российского отдела логистики. Детализированное описание цепочки поставок позволяет заранее увидеть, какие логистические компетенции потребуются от создаваемого отдела, где и какие могут возникнуть узкие места, где есть потребность в сильных логистических кадрах, а где можно обойтись без высококвалифицированного персонала.

Вторая часть работы над задачами отдела заключается в том, чтобы рассмотреть ту часть цепочки поставок, которая лежит в зоне ответственности иностранных коллег.

Здесь необходимо выделить моменты, которые задаются (например, размещение заказа) или контролируются (сроки готовности заказа, проверка транспортных документов) российской стороной. Соответственно эти моменты также учитываются при построении органиграммы отдела логистики, так как требуют наличия в штате ответственных сотрудников.

Шаг 2. Что отдать на аутсорсинг?

Следующим шагом является определение тех логистических функций, находящихся в компетенции российского филиала, которые имеет смысл отдать на аутсорсинг. Чаще всего на аутсорсинг отдают транспортную логистику, таможенное оформление и складское хозяйство.

Передача логистических функций «на сторону» вовсе не означает, что они уже не находят никакого отражения в органиграмме самого отдела. Как минимум должно оставаться одно контактное лицо (координатор), которое обеспечивает непрерывность информационного потока между компанией и логистическим партнером, следит за надлежащим выполнением договора, а при необходимости занимается поиском нового или дополнительного партнера.

Спецификой построения отдела логистики в дочерней компании является необходимость соблюдения корпоративных стандартов. Бывает, что штаб-квартирой решается, какие именно функции необходимо передавать на аутсорсинг.

Если же право определять, что можно отдать, а что нет, передано российскому филиалу, то здесь возможны ограничения в связи с требованиями, предъявляемыми логистическим партнером в соответствии с корпоративным стандартом. Очень многие западные компании настаивают, например, на том, чтобы их логистические партнеры имели сертификат ISO.

Шаг 3. Модель вашего отдела

Далее следует определить модель, наиболее подходящую именно для вашего отдела.

Предпочтительнее ли для компании, чтобы разделение шло по логистическим функциям, по региональным направлениям (когда один сотрудник ведет группу клиентов в определенном регионе «от и до») либо по группе продуктов и пр.

Если решение принимается в пользу смешанного варианта, когда определенные логистические функции для всей компании передаются в руки одного человека (одной группы) для достижения синергетического эффекта, а другие разделяются по региональному признаку и т.

Одновременно с этим разрабатывается система оценки эффективности деятельности будущего отдела, система контрольных показателей и критерии, по которым они будут оцениваться. Разработанная система оценки деятельности позволит также частично определить моменты ответственности персонала.

Завершив этот этап подготовки, мы получим эскиз будущего отдела. Готовый эскиз показывает, в каких именно специалистах от логистики возникает потребность (специалист по закупкам, таможенному оформлению). На этом этапе очень важно составить должностные инструкции.

Шаг 4. Полномочия и зоны ответственности

Занимаясь составлением должностных инструкций и обязанностей, полезно мысленно представить прохождение виртуальной партии товара по всей логистической цепочке и спрогнозировать, какие действия от каких сотрудников потребуются на каждом этапе.

При этом необходимо рассматривать прохождение партии товара не только в парадигме действий будущего отдела, но и во взаимосвязи с деятельностью других отделов (бухгалтерии, отдела продаж, склада, Customer Service), сотрудничеством с логистическими партнерами, третьими организациями, клиентами, а также госорганами.

Нужно также помнить и о том, что российский отдел логистики должен вписаться в логистическую систему, установленную штаб-квартирой. Все вышеперечисленное облегчает определение списка обязанностей. Прикинув, какие затруднения могут возникнуть на пути нашей партии товара, мы частично определяемся с тем, какими полномочиями должны обладать наши сотрудники, чтобы иметь возможность оперативно разрешить возникшие проблемы.

Очертив круг возможных затруднений и приняв во внимание разработанную систему оценки эффективности, создатели отдела логистики получают возможность достаточно четко прописать зоны ответственности каждого сотрудника.

Шаг 5. Система обязанностей и подчинения

Помимо четко прописанных обязанностей, полномочий и зон ответственности, для каждой из групп отдела логистики в целом и каждого специалиста в частности должностная инструкция должна содержать информацию о том, кто кому подчиняется на дисциплинарном и функциональном уровне, а также определять взаимосвязи с подразделениями штаб-квартиры. Кроме того, уже на этапе составления инструкции определяется порядок замен.

Делается это для того, чтобы работа всего отдела не оказалась под угрозой срыва из-за внезапной болезни или ухода в отпуск одного из сотрудников. Прописать систему замен необходимо на нескольких уровнях, то есть не только определить, кто производит замену сотрудника в его отсутствии, но и предусмотреть возможность отсутствия на месте самого заменяющего.

Шаг 6. Отношения с другими подразделениями

Не стоит ограничиваться только четким прописыванием полномочий и обязанностей в рамках создающегося отдела. Набор функций, выполняемых логистами, следует вписать в систему всего российского филиала, перекинув «информационные мостики» в смежные отделы. Для иностранной фирмы это особенно актуально, так как деятельность отделов регламентируется не только российским законодательством, но и корпоративным стандартом.

Поэтому еще на этапе создания отдела логистики необходимо определиться с правами и обязанностями различных подразделений компании по отношению друг к другу. Лучше всего сразу закрепить в письменном виде, что отдел логистики вправе ожидать от бухгалтерии, от юридического отдела и какие обязательства он сам несет перед ними. Это касается как информационного потока и распределения обязанностей (кто, например, оформляет ПС в банке), так и документооборота.

Набираем персонал

Выстроив на бумаге примерную схему будущего отдела и написав соответствующие инструкции, приступаем к набору персонала. Здесь можно пойти двумя путями: предоставив главам подразделений или групп полномочия по подбору следующего звена персонала либо самостоятельно набрать всех логистических сотрудников.

Многое тут зависит и от корпоративных стандартов, и от того, насколько повезло при подборе менеджеров среднего звена, а также от ситуации на рынке труда. Следует быть готовым к тому, что набрать персонал, который полностью будет отвечать вашим ожиданиям и соответствовать требованиям, прописанным в инструкциях, сразу не удастся.

Не следует рассматривать подготовленные инструкции и штатное расписание как догму, отступление от которой невозможно. Иногда на этапе подбора персонала к вам может прийти специалист, который не слишком вписывается в имеющуюся схему.

Но его опыт и профессионализм могут настолько пригодиться в новом отделе, что имеет смысл сделать некоторое отступление от плана и, быть может, подкорректировать органиграмму. Часты случаи, когда, проведя ряд собеседований с соискателями, оценив реальные предложения на рынке труда, выслушав мнения и кандидатов, и кадровых агентств, компании отступают от первоначальной схемы.

Таким образом, можно сравнить этап подбора персонала с этапом экспертной оценки существующего плана. Не стоит игнорировать мнение специалистов со стороны, даже если вы не планируете заключать с ними в дальнейшем трудовое соглашение.

Во-первых, их мнение может быть продиктовано имеющимся опытом, в том числе и опытом по организации аналогичных отделов – быть может, не на уровне создателя, но хотя бы на уровне участника. Кроме того, взгляд постороннего человека, как правило, является свежим, «незамыленным», поэтому он может заметить то, что ускользнуло от глаз сотрудников компании.

Основные требования к персоналу

Первоочередным требованием к персоналу является знание языка. Как правило, достаточным условием является английский на хорошем уровне. Тем более что все больше иностранных концернов объявляют английский корпоративным языком и призывают к ведению документооборота именно на нем.

Однако опыт показывает, что если штаб-квартира расположена не в англоговорящей стране, то переход на англоязычный документооборот дается с большим трудом именно представителям штаб-квартиры, а не российского филиала.

Часть документации может все еще оформляться на языке страны, где расположена штаб-квартира. Кроме того, крупные иностранные корпорации могут сами заниматься закупкой транспортных услуг для обеспечения доставки груза. Очень часто также и транспортные компании расположены в стране продавца, то есть английский язык не является родным и для представителей транспортников.

Тот факт, что язык общения не является родным для всех участников логистического процесса, существенно затрудняет коммуникацию между ними, что может привести к плачевным последствиям. Специалисты по логистике со знанием двух языков являются непозволительной роскошью для любой компании.

Тем не менее стоит позаботиться о том, чтобы в рамках подразделения отдела был как минимум один специалист, способный изъясняться на языке той страны, где находится головная компания.

Вторым аспектом, который следует учитывать при подборе персонала, является определенная «дикость» логистического рынка в России. К сожалению, для многих российских компаний является нормой несоблюдение законодательства, требований к ведению документооборота и пр.

Наивно полагать, что грешат этим только небольшие отечественные фирмы. Даже реномированные экспедиторские компании могут совершенно спокойно прислать к клиенту транспорт без каких-либо документов, даже без банальной доверенности. Для удешевления перевозки груз может быть отправлен через знакомого перевозчика безо взяких документов вообще, а расплачиваться с ним будут из кармана в карман.

Многие логисты, работающие в российских компаниях, в том числе и связанных с ВЭД, иной раз всерьез полагают, что жить и работать по законам невозможно. Для них в порядке вещей запустить товар по «серой» схеме, «нарисовать» сертификат, выставить счет на одну компанию, а отгрузить товар другой.

Естественно, что с точки зрения законности и правильности документооборота такие действия недопустимы в любой компании, но в случае с иностранной фирмой они недопустимы вдвойне по следующим причинам.

1. Иностранная компания проверяется не только отечественными аудиторскими компаниями и госструктурами. В них существует довольно жесткая система внутреннего аудита. Поэтому то, на что за определенную мзду закроют глаза налоговики и аудиторы, может неожиданно всплыть при внутреннем аудите и обернуться серьезными неприятностями для всех сотрудников компании.

2. Иностранная компания дорожит своей репутацией, и одним из приоритетов ее работы в стране является неукоснительное соблюдение местного законодательства. Никто не хочет наблюдать за падением своих акций по всему миру из-за сертификатов, «нарисованных» где-то в России. Иногда проще распустить весь штат представительства и набрать персонал заново, чем проводить воспитательные беседы.

3. Госорганы также с большим вниманием относятся к деятельности иностранных компаний в России, чем к работе российских. Грубое нарушение законов может привести к тому, что представительство или ее иностранное руководство потеряет аккредитацию.

Проще говоря, не стоит принимать в дочернюю компанию иностранной фирмы человека, занимавшегося, допустим, снабжением палаток на Черкизовском рынке. И вовсе не из снобизма, а потому, что у такого специалиста уже сформировалось свое представление о правилах ведения бизнеса, изменить которое даже при наличии большого желания с его стороны будет крайне трудно.

Совершенствуем на практике

Организация отдела логистики в дочерней компании иностранного концерна, кроме определенных неудобств и сложностей, имеет и ряд преимуществ.

Во-первых, начало организации отдела уже положено, в материнской компании имеется схема поставки, которую можно взять за основу и внести в нее коррективы с учетом особенностей российского законодательства и потребностей российского получателя.

Откорректированная и расписанная по шагам схема поставки покажет, какие подразделения необходимы в будущем отделе логистики, какие функции за ними будут закреплены.

Работая над созданием отдела логистики, стоит учесть и тот факт, что отдел не является замкнутой системой. На него возлагается задача по достижению компромисса, то есть: координация работы различных департаментов и поиск оптимального для всех подразделений решения той или иной проблемы.

После того как основной этап работы над созданием отдела будет сделан, можно начинать работу. Однако не следует ожидать, что все пойдет «как по рельсам». Следующий год придется потратить на обкатку разработанной схемы, найти ее слабые места – те моменты, которые не могли быть учтены на этапе разработки проекта.

Практика подскажет более интересные логистические решения, а также укажет на целесообразность перераспределения ряда функций. Поэтому стоит внимательно присмотреться, насколько удобно сотрудникам выполнять возложенные на них задачи.

Тот факт, что большинство сотрудников данного отдела являются на фирме людьми новыми, способствует повышению их мотивации, причем общей. Желательно превратить за этот год сотрудников нового отдела в сплоченную команду, ориентированную на совместный результат и идущую к общей цели. Если не удалось создать команду изначально, то сделать это в дальнейшем будет гораздо труднее. Между тем логистика является одним из тех направлений, в которых командный настрой играет очень большую роль.

С особым вниманием отнеситесь к оценке эффективности деятельности нового отдела. Но помимо сравнений контрольных показателей, следует ориентироваться на общее впечатление от работы, насколько легко дается достижение этих показателей.

Является ли каждая поставка авралом или за короткое время сотрудникам удалось довести стандартные логистические операции до автоматизма, насколько форс-мажор выбивает отдел из колеи, как легко работники справляются с нестандартными задачами.

Если по всем вышеперечисленным показателям результаты отвечают требованиям, переносите акцент на оптимизацию самих логистических процессов, совершенствование цепочки поставок.

По данным с http://logist.ru/articles/osnovy-organizacii-otdela-logistiki

Чем занимается отдел логистики в компании?

Функции логистики заключаются в упорядочении рабочих процессов в той или иной компании с целью уменьшения расходов, повышения объема оборотного капитала. В результате, достигается повышение прибыльности.

Что такое отдел логистики?

Отдел логистики можно отнести к категории организационных служб. В числе основных направлений его деятельности, следует отнести:

  • создание оптимальных маршрутов перемещения товара. Речь идет о поставках и доставке. Эти операции должны занимать как моно меньше времени и приводить к наилучшему использованию ресурсов;
  • сокращение расходов. Использование имеющихся оборотных средств должно быть эффективным. Следовательно, это приведет к уменьшению расходов. К примеру, сборные перевозки, это выгодный вариант доставки. Таким образом, товары нескольких владельцев доставляются одним транспортом. Это позволяет использовать возможности одного автомобиля с максимальной отдачей. К тому же, это выгодно и для заказчиком услуг;
  • беспечение сохранности груза. В этом случае речь идет о выборе самого безопасности маршрута, использовании средств спутникового слежения и так далее;
  • обеспечение эффективного взаимодействия различных отделом компании. Отдел закупок и другие отделы должны работать по одному алгоритму. Только такая синхронность действий может дать возможность использовать рабочее время и рабочие ресурсы с самой большой отдачей.

Таким образом логистика, это обязательный элемент организации бизнес процессов. Она является залогом успешной работы компании на рынке и ее развития.

Значение логистики для клиентов

Правильная логистика позволяет организовать бизнес процессы максимально эффективно. Все ресурсы используются в полной отдачей. Поэтому, клиенты получают доступные цены и серьезные скидки.

Однако логистика должна сочетаться с другими услугами компании. Тогда работа фирмы в целом будет выгодна для ее клиентов и прибыльной для нее же:

  • экспедиторские услуги и помощь в оформлении документов позволит сэкономить немало времени заказчика. Это удобно, так как освобождает владельца груза от сложностей, связанных с документальным сопровождением перевозки;
  • складское хранение. Нередко грузы приходится перемещать с использованием различным видом транспорта, иногда требуется их временное размещение. Поэтому, складские услуги от компании по перевозке, это большой бонус для грузовладельца. Они означают быструю перегрузку товаров и гарантию их сохранности;
  • дистрибуция пищевой продукции. Это выгодная услуга для владельцев точек розничной торговли. Это дает возможность получать гарантированно оригинальные и качественные продукты питания по выгодным ценам от производителей. А участие в этом логистической компании сделает такое сотрудничество удобным и прозрачным.

Таким образом, логистические услуги весьма разнообразны и удобны. Они дают возможность грамотно организовать работу компании и обеспечить минимум расходов и высокую стабильную прибыль.

По данным с http://acris.com.ua/stati/chem-zanimaetsya-otdel-logistiki/

Организация отдела логистики на предприятии

За последние 5 лет в России почти на каждом торговом и производственном предприятии появились отделы логистики или директора по логистике.

Эта устойчивая тенденция говорит в первую очередь об увеличении роли сервисных стратегий (включая логистические) в конкурентной борьбе на рынках промышленных товаров и товаров народного потребления.

В структуре мирового валового продукта логистические услуги являются отдельной категорией и на нее приходиться по разным оценкам от 10% до 15% мирового валового продукта.

В структуре себестоимости производственных предприятий затраты на логистику и перемещение материалов составляют в зависимости от отрасли от 10% до 30%. И по данным ELA (Европейская Логистическая Ассоциация) эта доля продолжает увеличиваться по причине роста стоимости сырья и комплектующих и роста конкуренции на рынках поставщиков.

У нас причины создания логистических отделов и изменений привычных названий должностей возможно разделить на следующие группы:

  • возникновение группы задач и целей, не укладывающиеся в параметры организационной структуры и квалификации специалистов по снабжению, материально-техническому обеспечению, складскому хозяйству, таможенному оформлению и транспорту;
  • скачкообразное повышение логистических затрат при стабильном или падающем объеме производства и продаж,
  • модное веяние в менеджменте и управлении предприятием.

Проследить эволюцию функций в логистике на отечественных предприятиях не сложно, в большинстве своем она связана с расширением заданий и увеличении роли рыночных факторов логистики (как например повышение важности скорости доставки).

Так, например, классическая функция производственного предприятия снабжение и материально-техническое обеспечение, решавшая совершенно конкретные задачи при запланированном объеме производства, превратилась в более широкую (с точки зрения задач) функцию управления закупками и запасами.

Или функция управление транспортом производственного предприятия, решавшая задачу доставки основным потребителям, расширила свои задачи, включая маршрутизацию, оптимизацию транспортных затрат, партионность отгрузки и пр.

При введении в организационную структуру предприятия логистической системы возникает много конфликтных направлений и проблем.

Конфликт 1: Уровень складских запасов.

Цель маркетинговой функции – поднять уровень потребительского сервиса за счет максимального количества запаса и ассортимента в системе для предотвращения всех возможных случаев возникновения дефицита.

Цель финансовой функции – увеличить оборачиваемость запасов и уменьшить капитал, замороженный во всех формах запасов за счет четкого бюджетирования и определения уровней финансовых показателей. Такая задача решается службой логистики путем проектирования системы управления запасами, расчета ее параметров, в том числе оптимальных раз&меров запасов.

В результате исполнения своей роли логистика оптимизирует уровень складских запасов, что характеризуется следующими значениями показателей: минимальные общие издержки (сумма затрат на содержание запасов, прямых ущербов от потери продаж и ущерба от дефицита) и при этом — максимизирует доступ­ность запасов и ассортимента для потребителей.

Конфликт 2: Размер закупаемой партии — закупочная логистика.

Цель отдела закупок – обеспечить заданный уровень потребительского сервиса без факта возникновения дефицита при соблюдении оптимальной схемы взаимодействия с поставщиками и движения товаров через каналы поставки продукции.

Цель коммерческой функции – оградить продажи от проблем каналов поставки и настроить канал входа продукции под систему потребления. Такая задача решается службой логистики путем создания системы управления запасами и расчета оптимального размера заказа. Полученный расчетным путем оптимальный размер заказа может быть скорректирован с учетом дополнительных условий.

Результатом работы логистики является минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа, хранением запасов, потерями продаж и дефицитом, а также истечением срока хранения продукции.

Конфликт 3: Продолжительность цикла доставки.

Цель транспортной функции – обеспечить заданный уровень логистических затрат и соблюсти выделенный бюджет на период времени при соблюдении оптимальной схемы работы исходя из сегодняшних мощностей. Цель коммерческой функции – максимально сократить период между заказом от клиента и доставкой ему собранного заказа для повышения общего уровня обслуживания портфеля клиентов. Такая задача решается службой логистики путем определения оптимального маршрута доставки грузов от поставщика на склад и со склада покупателям.

В результате определения оптимального маршрута минимизируются издержки на транспортировку при требуемой покупателем надежности доставки.

Конфликт 4: Минимальная величина (единица) реализации товара.

Цель складской функции – обеспечить количество собираемых и отгружаемых заказов при соблюдении принципов и схем работы складкой системы и оптимальной для нее партионности и порядка отгрузки. Цель коммерческой функции – обеспечить все типы клиентов и заказов максимальным уровнем потребительского сервиса для усиления своих позиций в конкурентной борьбе.

Такая задача решается службой логистики путем нахождения такой оптимальной единицы реализации товара, которая позволит при определенном требуемом (и оплачиваемом) покупателем уровне обслуживания минимизировать издержки на складские операции.

Но чаще всего на предприятиях испытывают сложности с развитием логистических систем из-за того, что не могут найти правильное место логистике в организационной структуре.

Место логистики в оргструктуре определяет ее функциональные возможности и роль, которую она играет в принятии решений.

Принципиальным является то, каким органом является логистика в институциональной схеме – совещательным или принимающим решения.

Основой формирования места логистики в оргструктуре компании является выбранная логистическая концепция и стратегия.

Существует три основных системы подчинения логистики в производственных компаниях:

  • производству
  • коммерческой службе
  • руководству компании.

Директор по развитию, руководитель отдела логистики группы компаний EDS, Елена Борисовна Матвиенко:«Долгое время на нашем предприятии все логистические функции (склад, транспорт, дистрибуция) были подчинены напрямую коммерческой функции. Так как в нашей компании четыре направления продаж (инструменты, текстиль, стекло, посуда), то со временем появилось много проблем при управлении каждодневными процессами в логистике.

До определенного периода логистические функции справлялись с объемом задач и целями, которые ставились руководством. Четыре года назад было принято решение начать выстраивать единую логистическую систему с четко поставленными задачами и утвержденными технологиями.

В зависимости от системы подчинения и реализовываются разные роли и возможности в логистике.

Естественно логистика может быть и штабным звеном, но это действенно только для компаний, не обладающих собственными логистическими мощностями.

При подчинении производству управление логистикой идет административными методами без ориентации на ее эффективность как таковую и подчинено задаче бесперебойного производство и обеспечению оптимального прохождения производственной программы.

Результаты достигаются за счет управления логистикой посредством правильности объемно-календарного планирования производства. В большинстве случаев это происходит на этапах наращивания производства, когда все цели предприятия направлены на достижение максимальной эффективности производства и на оптимальную загрузку мощностей. При насыщении рынка или достижении оптимальных объемов производства предприятие обычно меняет систему управления логистикой.

При подчинении коммерческой службе управление логистикой осуществляется с помощью запросов клиентов. То есть de facto получается, что суммарный объем заказов в систему со всеми их характеристиками (объем, ассортимент, частота, условия поставки, транспорт доставки, срок исполнения и т.д.) и является задачей для логистической системы, несмотря ни на какие затраты или недостатки мощностей. При насыщении рынка или достижении максимально возможного объема продаж предприятие меняет систему управления логистикой.

Результаты с точки зрения качества логистики спорны, а эффективность падает через определенное время.

При подчинении руководству компании управление логистикой осуществляется с помощью системы показателей эффективности.

К показателям контроля эффективности, например, складской функции относятся: объем полученных заказов, объем просроченных заказов, динамика состояния невыполненных заказов, степень удовлетворения спроса по номенклатуре, количество позиций на складе, оборачиваемость, динамика оборачиваемости по месяцам, процент количества позиций, заказанных срочно, количество неликвидов по номенклатуре, стоимость неликвидов, динамика состояния с ликвидацией неликвидов.

Результаты полностью зависят от правильно построенной системы показателей эффективности логистики и их управляемости.

При строящейся логистической системе рекомендуется подчинить логистику руководству компании, что позволит разрешить конфликт между оборачиваемостью, производственными затратами и уровнем логистического сервиса для клиентов.

В этом случае руководству компании необходимо четко ставить задачи логистическому менеджменту и быть способным контролировать эффективность логистической системы. То есть задачи – повысить качество комплектации, отгружать быстрее, снизить транспортные затраты – это не задачи, а общие пожелания.

Иногда встречаются случаи, когда задачи, стоящие перед логистикой, совершенно парадоксального свойства. Например, уменьшение штата персонала на складах на 20%. Такие задачи гибельны для логистики, так как величина штата обусловлена: технологией работы по складским процессам, количеством зон и складов, параллельностью или последовательностью процессов, нагрузкой ассортиментом обработки и объемом перемещения, частотой обращений на склад и т.д.

При профессиональном менеджменте задачи имеют качественное и количественное выражение.

Классическими задачами могут быть:

  • внедрение штрих-кодирования товаров,
  • повышение качества отпуска продукции до уровня 1 вычерк на 100 строк накладной,
  • доставка собранного заказа за 6 часов в любую точку города,
  • организация возвратного потока для сервисной службы,
  • согласование времени доставки с клиентом в течение суток и т.д.

Для того, что бы профессионально поставить задачи логистическому менеджменту руководитель или сам должен быть  «логистом» или иметь четко прописанную логистическую стратегию с утвержденными технологиями реализации.

Например, при выборе стратегии минимизации логистических издержек используют следующие технологии:

  • сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях,
  • оптимизация уровней запасов в логистических системах,
  • выбор оптимальных вариантов «складирование — транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную),
  • оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек,
  • изменение партионности производства / доставки.

Описание стратегии и концепции логистики компании необходимо:

  • для определения направлений развития логистики,
  • для реализации общих целей компании (рыночных, финансовых, продуктовых),
  • для исключения противоречия с концепциями функционирования служб производства, маркетинга и финансов компании,
  • для использования общеизвестных практик логистики, предназначенных для оптимизации затрат и процессов.

Организационная структура логистического отдела производственного предприятия может выглядеть следующим образом (пример предприятия химической отрасли с развитой филиальной сетью):

Начальник отдела сбытовой логистики Начальник отдела внутренней логистики
Начальник отдела развития филиалов Начальник отдела снабжения
Ревизор филиальных систем Заместитель начальника отдела
Менеджер по логистике Инженеры по снабжению
Оператор филиальных систем Менеджер по планированию производства
Логисты филиалов Менеджер по организации производства
Начальник транспортного отдела Менеджер по логистике (производство)
Менеджер по логистике (региональная доставка) Начальник отдела складского учета
Менеджер по логистике (национальные перевозки) Менеджер по логистике (складской)
Менеджер по логистике (международный транспорт) Ревизор отдела внутренней логистики
Начальник отдела планирования и аналитики Заведующий складами сырья
Менеджер по логистике (сырье) Заведующий складами готовой продукции
Менеджер по логистике (готовая продукция)
Менеджер по логистике (затраты)

Как можно видеть из таблицы, для реализации такой структуры необходима реорганизация существующей системы планирования производства и переподчинения целого ряда специалистов и функций.

Организационная структура в логистике, представленная в таблице формировалась 16 месяцев с учетом поиска и обучения соответствующих специалистов.

В процессе формирования этой структуры возник целый ряд сложностей, в первую очередь серьезные проблемы с условными руководителями логистических функций (транспорт, склад) в результате чего сформировалась нездоровая обстановка в коллективе. В последствии 80% менеджмента среднего звена было заменено или перемещено на другие должности с уменьшением или расширением рабочих заданий.

Такая ситуация является обычной из-за того, что на отечественных предприятиях руководителями функций (транспорт, склад, снабжение) ставят лучших из исполнителей (например, опытного кладовщика начальником склада и т.д.), но в очень редких случаях из хорошего исполнителя получается качественный руководитель.

Чаще всего контроль деятельности логистики как функции разделяют на две части: контроль результатов работы логистических функций, контроль эффективности логистической системы.

Контроль эффективности логистической системы всегда рекомендуется проводить соотнося затраты на содержание и обслуживание логистической системы, объем производства и продаж и уровень логистического сервиса (в динамике).

Контроль результатов работы логистических функций (транспорт, склад, закупки, управление запасами, дистрибуция и пр.) проводится с помощью структурного анализа задач поставленных и выполненных за период, причем необходимо понимать, что главными показателями эффективности в логистике кроме обеспечения каждодневной деятельности является оптимизация процессов и затрат.

В результате мы можем говорить о том, что создание формальной логистической системы (переименование старых должностей, введение новых должностей, передача управленческих функций из одних рук в другие и т.д.) в погоне за модными течениями менеджмента не приносит компаниям должного результата и скорее всего, ведет к разочарованию и сотрудников и руководства в роли логистики на предприятии.

Довольно часто встречаются компании, в которых руководство, осуществив найм директора по логистике, считает, что они закрыли вопрос логистики раз и навсегда и могут в дальнейшем спать спокойно. И хорошо если директор по логистике не захочет быть свадебным генералом и будет кропотливо и долго выстраивать под собой эффективную структуру управления и логистическую систему, хотя в большинстве случаев они довольствуются своей небольшой консультативной ролью.

Именно поэтому понимание места, роли и задач, которые необходимо ставить перед логистическим менеджментом является ключевым в построении эффективной логистической системы. Автор — Станислав Зинченко,руководитель направления консалтинга корпорации Логистик Груп

По данным с http://www.lgroup.com.ua/organizaciya-otdela-logistiki/

Принцип FIFO в логистике

Использование принципа FIFO ( First In, First Out -первым пришёл — первым ушёл) широко распространено в складской логистике. Суть данной системы отгрузки заключается в том, что грузополучателю в первую очередь направляется продукция, которая пришла первой.

Такой подход уместен на складских комплексах, работающих со скоропортящимися грузами – время пребывания товарной партии на складе сокращается. Очень важно, чтобы срок годности между партиями не различался. Если это требование не соблюдается, принцип окажется неэффективным, и потребуется переход к структуре FEFO – более сложной и структурированной.

Сходства и отличия от LIFO

Похожий принцип, который часто упоминается одновременно с FIFO – схема, при которой отправляется товар, поступивший на хранение последним (LIFO).

Данная модель работы с грузами будет уместна в ситуациях, когда объемы поставок и грузооборота весьма значительные, со стэковыми зонами хранения. Исходя из того, что некоторые товарные партии могут задержаться на территории складского комплекса на достаточно продолжительное время, LIFO в логистике не подходит для работы со скоропортящейся продукцией.

Общий принцип каждого из вариантов выглядит следующим образом:

  • FIFO. Чем раньше поступление, тем раньше отправка. Решение, широко распространенное в логистике, но далеко не всегда являющееся оптимальным.
  • LIFO. Чем позже поступление, тем раньше отправка. Приоритет новой продукции над той, что находится на складе дольше.

Особенности FIFO:

Движение грузов идет в противоположных направлениях. Преимущества FIFO можно оценить при работе с грузами, имеющими сравнительно небольшую допустимую продолжительность хранения – пищевые продукты, «цикличные» товары (модные предметы одежды, актуальные электронные устройства).

Здесь долговременное размещение недопустимо, ведь продукция может устареть, и продать ее будет очень сложно. Соответственно, возникнут дополнительные издержки, а FIFO поможет этого избежать.

Особенности LIFO:

Более сложная стратегия, преимущества которой определяются в основном нюансами бухгалтерского учета. Также система актуальная для компаний, которые сами занимаются производством.

Метод позволяет с легкостью оценить величину текущих доходов и расходов, и на основании полученных результатов скорректировать себестоимость. Применение предыдущего принципа в такой ситуации приведет только к переоценке доходов (используется устаревшая информация).

LIFO дает преимущества в части налоговой отчетности, ведь доходы не переоценены, и платежи будут меньше, сократится списание убытков. Данная методика считается единственно верной при работе с однородными грузами – например, со строительными материалами. Когда сроки годности отсутствуют или являются очень продолжительными, а свободные складские площади сильно ограничены, другие принципы логистики не будут такими же эффективными, как LIFO.

Какой метод логистики выбрать?

Однозначного решения для данного вопроса быть не может, так как все определяется конкретными обстоятельствами. Главный критерий – это особенности движущегося по логистической цепочке товара. Принцип логистики FIFO целесообразен для устаревающей продукции, имеющей ограниченный промежуток времени на реализацию.

Нередко предлагается подход, при котором FIFO используется на складах сырья, тогда как второй метод – на складах с уже готовыми к реализации товарами. Главное в каждом из случаев – наличие достаточных складских площадей и оборудования для эффективной логистики, а также внимательный анализ с точки зрения финансовой эффективности и отчетности.

Логистика FIFO в бухгалтерском учете

Данный метод учета материальных и производственных запасов достаточно прост, так как поступление и списание рассматриваются в соответствии с их хронологией. Объектом учета могут быть различные материалы, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия.

С учетом того, что именно на складские запасы приходится значительная часть оборотных активов, оптимизация здесь очень важна.

Практика показывает, что логистическая методика FIFO оптимальна для компаний с последовательным производственным процессом (производство продукции с ограниченным сроком годности).

По данным с https://www.itctraining.ru/biblioteka/logistika-ved/printsip-fifo-v-logistike/

Специалист по ВЭД — особенности профессии

В зависимости от сферы деятельности, список обязанностей специалиста по ВЭД может быть разным. Менеджер, работающий в компании-импортере, — это закупщик или байер. Специалист, работающий в экспорте, — большей частью продавец.

В этом кроется основное отличие двух разновидностей профессии. Функциональные обязанности менеджера по ВЭД многообразны:

  • анализ спроса и предложения;
  • заключение и сопровождение внешнеторговых контрактов;
  • оформление необходимой сопутствующей документации (графики поставок, контроль платежей);
  • разработка и развитие новых направлений ВЭД компании,
  • формирование и расширение клиентской базы за рубежом;
  • ведение переговоров и деловой переписки;
  • контроль своевременной оплаты экспортных и импортных платежей;
  • взаимодействие с таможенными и логистическими структурами;
  • Менеджер по ВЭД принимает также участие в международных выставках.

Плюсы и минусы профессии

Специалисты по ВЭД постоянно востребованы на рынке труда, их доходы стабильно высоки. Существуют дополнительные компенсационные пакеты: помимо медицинской страховки и оплаты мобильного телефона, компенсируются расходы за использование личного транспорта.

К минусам профессии можно отнести высокую ответственность, потому что от специалиста по ВЭД зачастую зависит успех всей коммерческой деятельности предприятия.

Место работы

Отделы ВЭД в торговых и производственных компаниях различных форм собственности.

Важные качества

Обязательные требования к личностным качествам менеджера по международной логистике — коммуникабельность, умение вести переговоры, активная жизненная позиция, организованность, внимание к деталям и ответственность.

Специалист по ВЭД должен иметь высшее образование и владеть разговорным английским Он также должен хорошо ориентироваться в законодательстве различных стран, ВЭД и процедурах таможенного оформления.

В экономических ВУЗах по специальности «Мировая экономика». При кафедрах ВЭД существуют всевозможные краткосрочные программы повышения квалификации.

Оплата труда

Верхняя планка окладов и бонусов не ограничена. Это зависит от товара, с которым приходится работать, размера компании и объема внешнеторгового оборота.

Ступеньки карьеры и перспективы

Начать карьеру можно, будучи еще студентом старших курсов с позиции ассистента специалиста по ВЭД. Следующий шаг — позиция экономиста отдела ВЭД. Ступенькой выше находится ведущий специалист по ВЭД, затем идет заместитель руководителя отдела ВЭД. И, наконец, руководитель отдела ВЭД.

Портрет современного менеджера по ВЭД:

90% менеджеров ВЭД имеют высшее образование, 80% — свободно владеют английским языком, а 75% — прошли специализированные курсы. Женщин в этой профессии чуть больше (57%), чем мужчин. Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда менеджеров по ВЭД — 25-40 лет.

По данным с https://www.profguide.ru/professions/specialist_po_ved.html

Специальность логистика — что это такое?

Перед тем как представить себе «портрет» логиста, давайте все же попытаемся разобраться с «визитной карточкой» последнего. Развитие рынка в Украине открывает радужные перспективы перед специалистами по логистике: сегодня и „завтра” самыми востребованными будут специалисты, связанные с логистикой.

Кто же он – специалист по логистике?

Приведем несколько определений специалиста данной профессии.

А теперь попытаемся дать более профессиональное определение специалиста по логистике.

Логист – это исполнитель, управляющий материальным потоком на уровне выполнения отдельных логистических операций либо их определенного комплекса, которые обеспечивают эффективное и рациональное перемещение данного материального потока в конкретном временном интервале от исходной позиции к конечному месту потребления либо к промежуточному месту дислокации.

Из приведенного определения следует, что человек решивший посвятить себя профессии логистика, должен быть готов к практической работе в следующих областях:

  • организация транспортно-экспедиторских услуг;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • управление запасами на предприятии, фирме, компании;
  • управление материально-техническим обеспечением организации;
  • организация и управление складским хозяйством;
  • организация и управление терминальной грузообработкой;
  • таможенное оформление и распределение товаров;
  • координирование логистического процесса предприятия, фирмы, компании;
  • организация стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой;
  • организация физического распределения и сбыта готовой продукции;
  • упаковка и маркировка грузов;
  • организация и управление комплексом сервисных и информационно-справочных услуг.

Другими словами, логист обязан:

  • достаточно хорошо ориентироваться в корпоративной стратегии предприятия, фирмы, компании;
  • уметь оперативно разработать стратегический логистический план;
  • быть способным координировать работу различных структурных подразделений организации и логистических посредников;
  • организовывать взаимодействие между специалистами функциональных подразделений по решению логистических задач, а также принимать оптимальные решения.

Основная задача логиста

В любых условиях и ситуациях является своевременный точный просчет и экономическое обоснование целесообразности и эффективности принимаемых им логистических решений по управлению материальным потоком в конкретном временном интервале для обеспечения минимума совокупных затрат, высокого качества сервиса и интегрированного взаимодействия всех элементов логистической системы, включая логистических партнеров по бизнесу.

Выполнение основной задачи логиста осуществимо при условии соединения высокого профессионализма и разнообразных личностных качеств – коммуникабельностью, задатков лидера, целеустремленностью, организованностью, присутствием «социального интеллекта», так называемым вербальным и невербальным интеллектом, способностью к обучению, позитивным мышлением, креативностью и т. п.

Должности которые может занимать Логист на предприятии:

  • вице-президент,
  • заместитель директора по логистике,
  • руководитель интегрированной службы логистики,
  • руководитель региональным распределительным центром,
  • руководитель терминального комплекса,
  • управляющий материальными потоками (продукцией),
  • управляющий розничными сетями,
  • интегральный менеджер по логистике,
  • начальник отдела закупок, начальник отдела сбыта,
  • начальник транспортного отдела,
  • супервайзер по транспортировке грузов,
  • аналитик по логистическому планированию,
  • аналитик по операциям дистрибьюции (распределения продукции),
  • начальник склада, супервайзер по складированию, начальник организации производства,
  • кладовщик,
  • экспедитор,
  • менеджер по поставкам,
  • менеджер по сбыту (по продажам),
  • супервайзер по дистрибьюции,
  • таможенный брокер,
  • транспортный аналитик,
  • дистрибьютор,
  • оператор мультимодальной перевозки грузов.

Итак, подведем итог

Логист как системный аналитик и более того, как интегральный менеджер (управляющий материальным потоком) должен понимать отношения между всеми функциями логистики.

Кроме того, он должен уметь связывать логистику с другими видами деятельности предприятия, фирмы. Он должен думать не только о потоке материалов в пределах его предприятия, его мысли должны идти вне предприятия от отгрузки до порога потребителя, иногда даже от источника поставки.

Его мысли должны включать конкурентов, потенциальные рынки и т. Короче говоря, логист должен думать глобально. Главной его болью должна быть прибыль! Он должен понимать, что логистика может увеличивать прибыль, рассматриваемую как измеритель эффективности деятельности, путем сокращения затрат.

Быть преуспевающим специалистом в области логистики помогут хорошие знания компьютера и соответствующих вычислительных пакетов, способность определять проблему с точки зрения системного подхода. Хорошей карьере логистика весьма полезна серьезная финансовая и экономическая подготовка. Эти знания позволят ему оценивать проекты и размещать ресурсы.

Логисту чрезвычайно важно понимать процессы прогнозирования продаж (сбыта) и методы обработки статистических данных, понимать процесс управления запасами. Знание перевозок является полезными для любого менеджера. В дополнение к техническим навыкам по специальности очень важны знания системного анализа, финансов, экономики и маркетинга.

Само собой, одному человеку будет достаточно тяжело увязывать между собой все звенья цепи, поэтому логично было бы распределить сотрудников отдела логистики по «направлениям». Так, начальник отдела логистики является центром анализа и обработки положения на предприятии, а его подчиненные (логисты) непосредственно занимаются организацией по направлениям. Поэтому приведем типовые должностные инструкции отдельно для руководителя (начальника) отдела логистики и менеджера по логистике.

Поскольку областей практической деятельности, где могут приложить свои профессиональные знания логистики много, после должностных инструкций добавим общий перечень навыков и умений к различным направлениям деятельности. Эти навыки, применительно к конкретному направлению, можно будет добавить в инструкцию каждого логиста.

По данным с http://logisticstime.com/logist/logist-kto/

Что такое логистика — определение простыми словами

Так, в соответствии со словарем терминов Российской академии наук, выпущенного под общей редакцией проф. Резера С.М., под логистикой понимается – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Транспортная логистика  — наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков на основе действующего законодательства.

Ряд ведущих российских ученых (д.т.н., проф. Миротин Л.Б., д.э.н., проф. Некрасов А.Г.) сформулировали краткое определение. В соответствии с этим определением лoгиcтика – зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок.

Одна из крупнейших логистических компаний (Major) определяет логистику, как науку, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. По мнению специалистов компании современный этап развития отрасли (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах.

Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) в 1976 г. внес изменения в определение что такое логистика — «Логистика — это  процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов».

Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

По данным с http://www.ec-logistics.ru/logistika.htm